Русский язык
Аннотации к рабочим программам по русскому языку для 5-11 классов. Рабочие программы составлены на основе следующих нормативно-правовых и методических документов:
1.Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред.от.07.05.2013); 2.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования( Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерацииот «17»декабря 2010 г. №1897)
3. Примерной программы основного общего образования по русскому языку. 5-9 классы» М.: Просвещение., 2006г.,
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
5. Авторской программы Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростенцовой и др. М.: Просвещение
6. Рабочей программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений.
Составитель Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2013. – 80 с. – (Рабочие программы)
УМК
5-7 класс: Русский язык. 5,6,7 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. - М.: Просвещение, 2012.
8-9 класс: Русский язык. 8,9 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / С.Г.
Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко - М.: Просвещение, 2013
10-11 класс: Русский язык. 10-11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /
Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин, М.А. Мищерина – М.: Русское слово, 2014
Цели:
Изучение русского языка на ступени основного общего и среднего образования
направлено на достижение следующих целей:
Целью изучения курса русского языка в 5-7 классах является освоение знаний о
русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях
общения, стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и
речевого этикета. Обогащение словарного запаса и расширение круга используемых
грамматических средств. формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск,
извлекать и преобразовывать необходимую информацию. Применение полученных
знаний и умений в собственной речевой практике.
Целью изучения курса русского языка в 8-9 классах является совершенствование
речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих
свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его
использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся;
развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию,
потребности к речевому самосовершенствованию. Освоение знаний о русском языке, его
устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о
стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного
языка; о русском речевом этикете. Формирование умений опознавать, анализировать,
классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности,
соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять
информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Целью изучения курса русского языка в 10-11 классах является повторение,
обобщение, систематизация и углубление знаний по русскому языку, полученных в
основной школе: формирование орфографических и пунктуационных умений и навыков;
вооружение учащихся нормами литературного языка; развитие умения связно излагать
свои мысли. Формирование коммуникативной, языковой, лингвистической,
культуроведческой компетенции обучающегося.
Количество часов на изучение дисциплины:
Согласно федеральному базисному учебному плану на изучение русского языка в
2017/2018 году:
В 5 классе общее количество часов 170, по 5 часов в неделю.
В 6 классе общее количество часов 170, по 5 часов в неделю.
В 7 классе общее количество часов 136, по 4 часа в неделю
В 8 классе общее количество часов 102, по 3 часа в неделю
В 9 классе общее количество часов 102, по 3 часа в неделю
В 10 классе общее количество часов 102, по 1 час в неделю
В 11 классе общее количество часов 102, по 1 час в неделю
Основные разделы дисциплины:
ФОНЕТИКА И ОРФОЭПИЯ:
- проводить фонетический и орфоэпический разбор слова;
- использовать транскрипцию;
- правильно произносить широко употребляемые слова и формы слов изученных частей
речи;
- пользоваться орфоэпическим словарем, обнаруживать орфоэпические ошибки в
звучащей речи;
МОРФЕМИКА И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ:
- выделять морфемы на основе словообразовательного анализа;
- давать структурно-грамматическую характеристику словам по морфемной модели;
- выделять исходную часть слова и словообразовательную морфему при проведена
словообразовательного анализа слова;
- различать изученные способы словообразования существительных, прилагательных
глаголов и наречий;
- составлять словообразовательные пары и словообразовательные цепочки слов;
- давать комментарии к словообразовательному гнезду;
- объясняя смысловую и структурную связь однокоренных слов, пользоваться
словообразовательным словарем, а также словарем морфемных моделей слов;
ЛЕКСИКОЛОГИЯ И ФРАЗЕОЛОГИЯ:
- пользоваться разными способами толкования лексического значения слова;
- употреблять слова (термины, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим
значением, а также с условиями и задачами общения;
- толковать лексическое значение слов и фразеологизмов;
- подбирать синонимы и антонимы;
- выбирать из синонимического ряда наиболее точное и уместное слово в данной речевой
ситуации;
- пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов,
фразеологизмов, эпитетов и др.);
- анализировать примеры использования слов в переносном значении;
- проводить лексический разбор слова;
МОРФОЛОГИЯ:
- указывать морфологические признаки изученных частей речи, правильно образовывать
и употреблять соответствующие грамматические формы;
- уместно и выразительно употреблять слова изученных частей речи;
- опираться на морфологические признаки слова при решении задач правописания;
ОРФОГРАФИЯ:
-обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание соответствующих слов;
- объяснять суть основного принципа русской орфографии (единообразное написание
морфем) и с этой позиции анализировать написание морфем;
- свободно пользоваться орфографическим словарем;
- владеть приемом поморфемного письма;
СИНТАКСИС И ПУНКТУАЦИЯ:
- составлять схемы словосочетаний разных видов и конструировать словосочетания
по предложенной схеме;
- анализировать разные виды сложных предложений (простые случаи);
- определять синтаксическую роль изученных частей речи;
- правильно применять изученные пунктуационные правила;
- устно объяснять пунктуацию предложения, использовать на письме специальные
графические обозначения;
- строить пунктуационные схемы предложений;
- самостоятельно подбирать примеры на изученные пунктуационные правила.
Периодичность и формы текущего контроля и промежуточной аттестации:
Текущий контроль успеваемости учащихся проводится:
– поурочно,
– потемно,
- по изучении раздела,
– по учебным четвертям в 5-9 классах,
– по полугодиям в 10-11 классах.
Формами текущего контроля усвоения содержания учебных программ учащимися
являются:
– письменная проверка (домашние, проверочные, самостоятельные, лабораторные,
практические, контрольные, творческие, диагностические работы; письменные ответы на
вопросы теста;
– устная проверка (устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы,
собеседования, доклад, устное сообщение, защита проекта).
Промежуточная аттестация обучающихся
Промежуточная аттестация по русскому языку в 5-9, 10-11 классах проходит в форме
выставления годовой отметки по предмету как среднего арифметического
четвертных/полугодовых отметок и отметки, полученной учащимися в ходе обязательных
контрольных мероприятий.
Обязательные контрольные мероприятия по русскому языку проходят в виде годовых
контрольных работ.
В 9, 10 и 11 классах, в случае, если контрольное мероприятие проходит в условиях,
приближенных к ОГЭ или ЕГЭ, - в соответствии с требованиями к продолжительности
экзамена, в остальных случаях их продолжительность не должна превышать 90 минут.
Итоговая аттестация учащихся
Итоговая аттестация, завершающая освоение основных образовательных программ
основного общего и среднего общего образования, является обязательной.
К итоговой аттестации допускаются учащиеся, не имеющие академической
задолженности и в полном объеме выполнившие учебный план или индивидуальный
учебный план (имеющие годовые отметки по всем учебным предметам учебного плана за
9, 11 класс не ниже удовлетворительных).
Итоговые отметки за 11 класс определяются как среднее арифметическое полугодовых и
годовых отметок учащегося за каждый год обучения по образовательной программе
среднего общего образования и выставляются целым числом.
Итоговые отметки за 9 класс русскому языку определяются как среднее арифметическое
годовых и экзаменационных отметок учащихся.