Технология
Предметная область
«Технология» является необходимым компонентом общего образования учащихся,
предоставляя им возможность применять на практике знания основ наук. Это
школьный учебный курс, отражающий в своем содержании общие принципы
преобразующей деятельности человека и все аспекты материальной культуры.
Он направлен на овладение учащимися навыками конкретной
предметно – преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых
ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В
рамках «Технологии» происходит знакомство с миром профессий и ориентация
школьников на работу в различных сферах общественного производства. Тем самым обеспечивается
преемственность перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и
трудовой деятельности.
Технологическое
образование – это процесс приобщения учащихся к средствам, формам и методам
реальной деятельности и развитие ответственности за ее результаты.
Целью преподавания курса
«Технология» является практико-ориентированное
общеобразовательное развитие учащихся:
-
прагматическое обоснование цели созидательной
деятельности;
-
выбор видов и последовательности операций,
гарантирующих получение запланированного результата (удовлетворение конкретной
потребности) на основе использования знаний и умений о техносфере, общих и
прикладных знаний по основам наук;
-
выбор соответствующего
материально-технического обеспечения с учетом имеющихся материально-технических
возможностей;
-
создание преобразования или эффективное
использование потребительных стоимостей.
В целом школьное технологическое образование
придает формируемой у учащихся системе знаний необходимый
практико-ориетированный преобразовательный аспект.
Объектами
изучения курса являются окружающая человека техносфера, ее предназначение и
влияние на преобразовательную деятельность человека.
Предметом
содержания курса является дидактически отобранные законы,
закономерности создания, развития и преобразования видов и форм проявления
компонентов искусственной среды (техносферы), технологическая (инструментальная
и процессуальная) сторона преобразовательной деятельности, направленной на
создание продукта труда, удовлетворяющего
конкретную потребность.
Задачи
технологического образования в общеобразовательных организациях:
-
ознакомить учащихся с законами и
закономерностями, техникой и технологическими процессами доминирующих сфер
созидательной и преобразовательной деятельности человека;
-
синергетически увязать в практической
деятельности все то, что учащиеся получили на уроках технологии и других
предметов по предметно-преобразующей деятельности;
-
включить учащихся в созидательную или
преобразовательную деятельность, обеспечивающую эффективность действий в различных
сферах приложения усилий человека как члена семьи, коллектива, гражданина
своего государства и представителя человеческого рода;
-
сформировать творчески активную личность,
решающую постоянно усложняющиеся технические и технологические задачи.
Место учебного предмета в учебном
плане
Учебный
предмет «Технология» является обязательным компонентом общего образования
школьников. Он направлен на овладение обучающимися знаниями и умениями в
предметно-преобразующей (а не виртуальной) деятельности, создание новых
ценностей, что, несомненно, соответствует потребностям развития общества. В
рамках технологии происходит знакомство с миром профессий и ориентация
школьников на работу в различных сферах общественного производства, на
возможную инженерную деятельность. Тем самым обеспечивается преемственность
перехода учащихся от общего к профессиональному образованию и трудовой
деятельности.
Базисный
учебный план образовательной организации на этапе основного общего образования
должен включать учебное время для обязательного
изучения предмета «Технология» из расчета в 5 – 7 классах – 2 часа в неделю, в
8 классе – 1 час в неделю. Дополнительное время может быть выделено за счет
резерва учебного времени и внеурочной деятельности (внеклассных занятий). Для
этого желательно увеличить продолжительность занятий в 8 классе до 2 часов в
неделю и выделить время для занятий в 9 классе – 2 часа в неделю, используя
время учебного плана, отводимое на предпрофильную подготовку.