Основы финансовой грамотности

   Для учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия. Это означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны права на самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому, чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают соответствующий жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на знания и логические обоснования принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей, знакомых (который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы, собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и взрослые, если они не владеют элементарными знаниями финансовой грамотности.

Современное общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовая область, которая сегодня вбирает в себя все последние достижения научно-технического прогресса, не исключение. В такой ситуации главное – не просто научить старшеклассника действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых задач), а сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и моральными нормами государства и общества.

Курс «Финансовая грамотность, социально-экономический профиль» рассчитан на изучение в течение одного учебного года (в 10 или 11 классе), по одному занятию в неделю. Он может изучаться как в профильных социально-экономических классах, так и в обычных

классах, если у учащихся есть желание более глубоко освоить финансовую грамотность. По сравнению с базовым уровнем предложенный курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте текущих экономических процессов с привлечением экономической теории для объяснения механизма тех или иных финансовых явлений. Курс выполняет и важную профориентационную функцию. В процессе его освоения учащимся, как потребителям финансовых услуг, даётся возможность не только освоить основы финансовой грамотности, но и взглянуть на финансовую сферу с точки зрения профессиональной деятельности, которая может быть ими выбрана в будущем. В большей степени этот подход реализуется при изучении тем, связанных с фондовым рынком и созданием собственного бизнеса.

Данный курс имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой теме. Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента – на основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый человек в своей повседневной жизни. В рамках реализации профильной составляющей, помимо за-дач такого типа, в курс включены задачи более сложного экономического содержания.

Программа курса предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается история развития и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на стыке правовой и финансовой грамотности. В каждом занятии материалов для учащихся содержится рубрика «Финансовое право», имеющая практико-ориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту рубрику, необходимо воспользоваться нормативно-правовыми актами.

Курс финансовой грамотности рассматривается и как составная часть таких предметов, как «Экономика» и «Обществознание», особенно при изучении модулей по налогам и пенсиям. Именно налоговая и пенсионная системы находятся в зависимости от политической и социальной сферы жизни общества.

Во всех модулях курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика»). В рабочей тетради также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё это позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной сдачи экзамена.

Задания, связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ЕГЭ по математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным именно в 11 классе. И на-оборот, владение математическими знаниями и умениями позволяет человеку получить наиболее полную картину о предоставляемых финансовыми организациями услугах и самое главное – точную информацию об их реальной стоимости (в длительной перспективе). Данное обстоятельство актуализирует математические знания и делает их практически полезными для тех, кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При изучении валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран так-же устанавливаются межпредметные связи с экономической географией.

Таким образом, освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь современного российского общества, профориентации в экономических специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской финансово-экономической действительности.

Цель изучения курса «Финансовая грамотность»: Хочу такой сайт

Цели обучения: формирование финансовой грамотности у учащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями, позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения финансового благополучия.

Задачи курса:

1.                  Помочь обучающимся овладеть основными навыками анализа и решения  финансовых  проблем.

2.                  Способствовать освоению  системой знаний о финансовых институтах современного общества и  инструментах  управления личными финансами.

3.                   Способствовать   умению школьников получать и критически осмысливать  экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные знания. 

4.                  Воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

5.                  Формировать опыта применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.

6.                  Формировать основы культуры и  индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики и  ответственности  за экономические решения

Место учебного предмета в учебном плане.  Предмет изучается в рамках части учебного плана школы, формируемой участниками образовательных отношений. Изучение курса рассчитано на  1  год  (10 класс) по 1 часу в неделю. 

Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 29.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246581130

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».