Основы финансовой грамотности
Для
учащихся 10–11 классов изучение курса финансовой грамотности имеет особое
значение. В наше время многие оканчивают школу в 18 лет – в возрасте совершеннолетия.
Это означает, что человеку, помимо прочего, становятся доступны права на
самостоятельное осуществление любых финансовых операций. Очень важно поэтому,
чтобы выпускник вступил во взрослую жизнь подготовленным к взаимодействию с
различными финансовыми организациями: коммерческими банками, инвестиционными
фондами, страховыми компаниями, фондовой и валютной биржами, налоговыми
органами и др. Кроме того, школьники в этом возрасте непосредственно
сталкиваются с различными финансовыми ситуациями и приобретают соответствующий
жизненный опыт. Однако, вступая в финансовые отношения, старшеклассники могут
действовать необдуманно. В своих решениях они опираются не на знания и логические
обоснования принимаемого решения, а на опыт родителей, друзей, знакомых
(который часто не является оптимальным) или поддаются воздействию рекламы,
собственным эмоциям и спонтанным желаниям. Так действуют все: и школьники, и
взрослые, если они не владеют элементарными знаниями финансовой грамотности.
Современное
общество стремительно развивается во всех сферах, и финансовая область, которая
сегодня вбирает в себя все последние достижения научно-технического прогресса,
не исключение. В такой ситуации главное – не просто научить старшеклассника
действовать по алгоритму (что тоже очень важно при решении многих финансовых
задач), а сформировать метапредметное умение ориентироваться в финансовом
пространстве, оценивать различные варианты решения финансовых задач и находить
оптимальный вариант в конкретных жизненных обстоятельствах. Не менее важным
являются формирование ответственного отношения к принимаемым на себя финансовым
обязательствам и умение сопоставлять своё финансовое поведение с правовыми и
моральными нормами государства и общества.
Курс
«Финансовая грамотность, социально-экономический профиль» рассчитан на изучение
в течение одного учебного года (в 10 или 11 классе), по одному занятию в
неделю. Он может изучаться как в профильных социально-экономических классах,
так и в обычных
классах, если у учащихся есть желание
более глубоко освоить финансовую грамотность. По сравнению с базовым уровнем
предложенный курс предполагает изучение финансовых институтов в контексте текущих
экономических процессов с привлечением экономической теории для объяснения
механизма тех или иных финансовых явлений. Курс выполняет и важную профориентационную
функцию. В процессе его освоения учащимся, как потребителям финансовых услуг,
даётся возможность не только освоить основы финансовой грамотности, но и
взглянуть на финансовую сферу с точки зрения профессиональной деятельности,
которая может быть ими выбрана в будущем. В большей степени этот подход
реализуется при изучении тем, связанных с фондовым рынком и созданием
собственного бизнеса.
Данный курс
имеет модульную структуру. Каждый модуль посвящён определённой финансовой теме.
Связующим внутрипредметным звеном курса является деятельностная компонента – на
основе выявления, анализа и оценки вариантов обоснованное принятие решения и
осуществление выбора, наиболее удовлетворяющего условиям реальной финансовой
задачи. Это означает, что при изучении курса старшеклассники включаются в
решение практических задач, подобных тем, с которыми сталкивается каждый
человек в своей повседневной жизни. В рамках реализации профильной
составляющей, помимо за-дач такого типа, в курс включены задачи более сложного
экономического содержания.
Программа курса
предполагает установление межпредметных связей с другими общеобразовательными
предметами школьной программы. На занятиях по курсу изучается история развития
и становления финансовых институтов, историческая обусловленность появления тех
или иных финансовых услуг и продуктов. Финансы тесно связаны с правом, поэтому
в ходе освоения курса предусматривается учебная деятельность, осуществляемая на
стыке правовой и финансовой грамотности. В каждом занятии материалов для
учащихся содержится рубрика «Финансовое право», имеющая
практико-ориентированный характер. Для решения заданий, включённых в эту
рубрику, необходимо воспользоваться нормативно-правовыми актами.
Курс финансовой
грамотности рассматривается и как составная часть таких предметов, как
«Экономика» и «Обществознание», особенно при изучении модулей по налогам и
пенсиям. Именно налоговая и пенсионная системы находятся в зависимости от
политической и социальной сферы жизни общества.
Во всех модулях
курса отрабатываются задания, подобные тем, которые входят в Единый государственный
экзамен (далее – ЕГЭ) по обществознанию (раздел «Экономика»). В рабочей тетради
также представлены темы для написания учащимися мини-сочинений (эссе), оценка
которых осуществляется в соответствии с критериями ЕГЭ по обществознанию. Всё
это позволяет сформировать необходимые метапредметные умения для успешной сдачи
экзамена.
Задания,
связанные по тематике с финансовой грамотностью, имеются также в ЕГЭ по
математике, это делает изучение курса финансовой грамотности более актуальным
именно в 11 классе. И на-оборот, владение математическими знаниями и умениями
позволяет человеку получить наиболее полную картину о предоставляемых
финансовыми организациями услугах и самое главное – точную информацию об их
реальной стоимости (в длительной перспективе). Данное обстоятельство
актуализирует математические знания и делает их практически полезными для тех,
кто не связывает свою профессиональную жизнь с математикой. При изучении
валютного рынка, налоговых ставок и пенсионных систем различных стран так-же
устанавливаются межпредметные связи с экономической географией.
Таким образом,
освоение учащимися 10–11 классов курса финансовой грамотности создаёт условия
для их успешной социализации, гармоничного вхождения во взрослую жизнь
современного российского общества, профориентации в экономических
специальностях и более глубокого понимания современной мировой и российской
финансово-экономической действительности.
Цель изучения
курса «Финансовая грамотность»:
Цели обучения: формирование
финансовой грамотности у учащихся 10–11 классов, предполагающей освоение знаний
устройства основных финансовых институтов; овладение умениями и компетенциями,
позволяющими решать практические финансовые задачи и эффективно
взаимодействовать с различными финансовыми организациями с целью достижения
финансового благополучия.
Задачи
курса:
1.
Помочь обучающимся овладеть основными навыками анализа
и решения финансовых проблем.
2.
Способствовать освоению
системой знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах
управления личными финансами.
3.
Способствовать умению школьников получать и критически
осмысливать экономическую информацию,
анализировать, систематизировать полученные знания.
4.
Воспитывать бережливость, аккуратность,
ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.
5.
Формировать опыта применения знаний о финансовых
институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами.
6.
Формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики и
ответственности за экономические
решения
Место
учебного предмета в учебном плане. Предмет
изучается в рамках части учебного плана школы, формируемой участниками
образовательных отношений. Изучение курса рассчитано на 1
год (10 класс) по 1 часу в
неделю.