Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я гражданин России (5 - 9 классы)

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________Ярош Е.Б.
«29» августа 2020г.

« Утверждаю»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ»
________________Петрова В.А.
Приказ №___57/1
От «31»_ августа__2020г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я - гражданин России»
(духовно-нравственное направление, 5-9 класс).

ФИО разработчика: Михайлова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Категория: высшая

2020г

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин своей страны» составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного
общего образования, на планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Ключевская сош».
Цель программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России» совершенствование системы патриотического воспитания во внеурочной деятельности
учащихся, обеспечивающей формирование у учащихся высокого патриотического
сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей,
духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России»:
 Развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных
и компетентных граждан;
 утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
 формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков,
преданности Родине и готовности к ее защите;
 воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через
поисково-краеведческую работу;
 повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной
активности;
 воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской
Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными
ценностями общества;
 привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и
исторических святынь Отечества;
 воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других
народов;
 создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я - гражданин
России» разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет.
Объем программы 170 часов, из них:
• в 5 классе - 34 часа в год,
• в 6 классе - 34 часа в год,

• в 7 классе - 34 часа в год,
• в 8 классе - 34 часа в год,
• в 9 классе - 34 часа в год.
Направление воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, художественное
творчество, досугово-развлекательная, социальное творчество.
Формы организации внеурочной деятельности:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, встречи с интересными людьми, семейные встречи,
торжественные линейки, культурно-массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие
работы, конкурсы, выставки, коллективные творческие дела, часы общения, беседы,
круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии, поисковая деятельность.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
 Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с
территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России,
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).
 Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории
современной России).
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
 Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
 Ответственное отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие
опыта участия в социально значимом труде.
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания,

готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога.
Регулятивные УУД:
 давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
 учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
 учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
 формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия
учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в
поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
 освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
 знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного
историко- культурного процесса;
 знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения,
проблемы и др.);
 знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях,
достижениях, проблемах и др.;
 понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
 знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,
«патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита
Отечества» и др.;
 понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и
уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории
человечества;

 способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих
обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах
динамичного развития России.
Коммуникативные УУД:
 умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения
вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими
осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
 уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и
следовать им;
 учиться согласованно, работать в группе:
 формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию
учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной
деятельности.
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Программа «Я – гражданин России» включает шесть направлений, связанных между
собой логикой формирования подлинного гражданина России:
- «Я живу в России» формирование гражданского отношения к своей Родине.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям
старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и
независимости;

- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою
страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что
настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите
Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, о
Государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных
законах нашей страны, презентации о родном крае, конкурс рисунков, разучивание
Гимна РФ, песен о родном крае.
Программа «Храм науки – моя школа» - формирование гражданского отношения к
школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы
подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в
укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни
человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик»,
выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе,
поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг
к другу.
Мероприятия: участие в празднике, «Портрет ученика», «Мои права и обязанности»,
Устав школы и класса, Творческое дело «Устав класса», интеллектуальная игра,
разучивание Гимна России и Республики Бурятия.
Программа «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание
сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.

Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом,
решительностью, смелостью, благородством;
- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой,
вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов
семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют
держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: исследовательская работа об истории своей семьи, представление
презентации «Судьба моего родственника», фотовыставка «Я и моя семья», рассказы
ребят о профессиях предков, совместный праздничный вечер с родителями.
Программа «Я и культура» - формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое
мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей
жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла,
участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки,
посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими
людьми.
Программа «Защитники земли русской» - формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к
защитникам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России; - воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что
настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите
Отечества.

Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов,
презентации «Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, экскурсия
в музей Истрии Бурятии, выпуск плакатов о мире.
Программа «Я и планета Земля» - формирование гражданского отношения к планете
Земля.
Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как
источнику радости и творчества людей.
Тематическое планирование.
5 класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Тема занятия
Беседа «Кто я? Какой я?»
Мое хобби.
Что такое личность.
Правила счастливого человека.
«Можно» и «нельзя» в жизни.
Забота о родителях – дело совести каждого.
Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью.
Семейные традиции.
Мои семейные обязанности.
Я - житель планеты Земля .
Мы в ответе за тех, кого приручили.
«Берегите природу!»
В гости к зеленой аптеке.
В гости к зеленой аптеке.
Природа в искусстве.
Вот и зима к нам пришла!
Как встречают Новый год в разных странах.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли
музыкальных инструментов.
Музыкальные превращения. Предметы быта в роли
музыкальных инструментов.
О красоте, моде и хорошем вкусе.
Семь чудес свет.
Знаешь ли ты страны мира?
Бурятия – наш родной край.
Библиотека – наш друг и советчик.
Русские и бурятские народные праздники.
Основной Закон жизни нашего государства.
Путешествие в страну Законию.
Наше право и наш интерес
Герои России
Поговорим о толерантности

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

31
32
33
34

Победа деда – моя победа
Экскурсия к Вечному Огню
Города - герои
Я – гражданин России

1
1
1
1

Тема занятия
Здравствуй, школа!
Наша Родина – Россия
Государственные символы России. Государственный
Российский Герб, Флаг, Гимн
Международный день Мира
Конкурс плакатов к международному дню Мира
Путешествие в страну Законию. Ты и закон. Главный
закон РФ об образовании.
Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые»
Я – гражданин - я ученик. Устав и традиции школы.
Игра «Расскажи мне о себе
Творческое дело «Устав класса»
Готовим подарки первоклассникам. Участие в празднике
«Посвящение в первоклассники»
Интеллектуальная игра «Я гражданин России».
История страны – история семьи
Судьба моего родственника
Профессия моих предков.
Фотографии из семейного альбома.
Фотовыставка «Я и моя семья»
Новогодний праздничный вечер с родителями.
Поездка в Русский драматический театр им.
А.Бестужева.
Русские композиторы о защитниках Родины
«Иной здесь видится Россия…»
Песни о земле русской.
Героические страницы истории России: Ледовое
побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в
борьбе с поляками в 1612 году.
Рассказы детей о защитниках земли русской.
Кого сегодня можно считать героем? Могу ли я стать
героем?
Акция «Ветеран живет рядом»
Награды Отечества. Ордена и медали России и СССР
ярко отражают различные периоды в истории нашего
Отечества
Экскурсия в музей НАТЛ (раздел «Наши земляки-героиинтернационалисты»)
В моей семье живет герой.
Конкурс плакатов о мире
Береги природу - наш дом
Конкурс рисунков

Количество часов
1
1
1

6 класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

24
25
26
27

28
29
30
31
32

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1

33
34

Укрась кусочек планеты. Цветник у школы.
Почему я люблю свой край. Конкурс творческих работ

1
1

Тема занятия
Вводное занятие. Что мы знаем о патриотизме?
К истокам Родины.
Князь Владимир Ясное солнышко – креститель Руси.
Его сыновья: Борис, Глеб и Ярослав Мудрый.
Личность благоверного князя Александра Невского.
Женщины творят историю.
Исторические названия улиц г. Улан-Удэ.
Времѐн связующая нить.
Байкал– жемчужина Бурятии.
Как я ощущаю себя в истории страны и в настоящем.
Край родной навек любимый. Заиграевский район
Бурятии.
Животный и растительный мир моего родного края.
Моя семья – маленькое семечко большого подсолнуха.
Традиционный быт русской и бурятской семьи.
История, традиции моей семьи.
Мои друзья – моѐ богатство.
«Все вместе - мы дружная семья».
Наша школа. История создания школы.
Современная школа и еѐ традиции.
Пою моѐ Отечество…
Любимые стихи поэтов-земляков.
Память огненных лет.
Афганская война.
По местам боевых сражений.
По местам боевых сражений.
Суровые годы войны.
Патриотизм на фронте и в тылу.
Мы гордимся вами, земляки!
Рассказ о земляках, героях Великой Отечественной
войны.
Рассказ о земляках, героях Великой Отечественной
войны .
Литература о войне.
Литература о войне.
Читаем детям о войне.
Работа над социальным проектом «Альбом памяти».
Работа над социальным проектом «Альбом памяти».

Количество часов
1
1
1

7 класс.
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

8 класс
№ п/п
1

Тема занятия
Вводное занятие.

Количество часов
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Каким должен быть гражданин России?
Каким должен быть гражданин России?
Моя малая Родина.
Моя малая Родина.
Дом, в котором я живу! История поселка Татарский
ключ.
Дом, в котором я живу! История поселка Татарский
ключ.
Дом, в котором я живу! История поселка Татарский
ключ.
Дом, в котором я живу! История поселка Татарский
ключ.
Виртуальный фотоальбом «Любимые места родного
края»
Виртуальный фотоальбом «Любимые места родного
края»
Моей школе …! История школы.
Моей школе …! История школы.
Учителя-ветераны.
Учителя-ветераны.
Учительские династии.
Творческая работа «Любимый учитель» .
Творческая работа «Любимый учитель».
Творческая работа «Любимый учитель».
Знаменитые выпускники школы.
Знаменитые выпускники школы.
Знаменитые выпускники школы.
Герои России – наши земляки.
Герои России – наши земляки.
Герои России – наши земляки.
День Победы
День Победы
Герои Победы
Герои Победы
Молодежное движение «Российское движение
школьников».
Защита мини-проектов.
Защита мини-проектов.
Защита мини-проектов.
Защита мини-проектов.

1
1
1
1
1

Тема занятия
День знаний.
Мы помним, мы гордимся
Закон и порядок
Моя жизненная позиция
День пожилого человека
День народного единства

Количество часов
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

9 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6

7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34

Моя будущая профессия
Истоки
Конкурс военной песни
По историческим местам моей Республики
По историческим местам моей Республики
Я - гражданин России
День правовой помощи
Письмо солдату
История одного письма
Их славные подвиги
Моя будущая профессия
Герои без имен «Памяти павших
Поздравление солдату
Нормы и правила
Участие в выставке «Творчество юных любимому краю»
Урок мужества
По страницам памяти
Оформление классного уголка «Россия - родина моя»
Ценности семьи
Ценности семьи
Экскурсия в службу МЧС
Экскурсия в службу МЧС
День Победы
День Победы
Герои Победы
Герои Победы
Молодежное движение
Молодежное движение

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 29.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246581130

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».