Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Ярош Е.Б. «29» августа 2020г. « Утверждаю» Директор МБОУ «Ключевская СОШ» ________________Петрова В.А. Приказ №___57/1 От «31»_ августа__2020г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин России» (духовно-нравственное направление, 5-9 класс). ФИО разработчика: Михайлова Ирина Владимировна Должность: учитель истории и обществознания Категория: высшая 2020г Пояснительная записка. Программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин своей страны» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, на планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Ключевская сош». Цель программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России» совершенствование системы патриотического воспитания во внеурочной деятельности учащихся, обеспечивающей формирование у учащихся высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей. Задачи программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России»: Развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан; утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите; воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу; повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной активности; воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества; привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества; воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов; создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма. Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я - гражданин России» разработана для обучающихся 5-9 классов, рассчитана на 5 лет. Объем программы 170 часов, из них: • в 5 классе - 34 часа в год, • в 6 классе - 34 часа в год, • в 7 классе - 34 часа в год, • в 8 классе - 34 часа в год, • в 9 классе - 34 часа в год. Направление воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. Виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, художественное творчество, досугово-развлекательная, социальное творчество. Формы организации внеурочной деятельности: Встречи с ветеранами ВОВ и труда, встречи с интересными людьми, семейные встречи, торжественные линейки, культурно-массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие работы, конкурсы, выставки, коллективные творческие дела, часы общения, беседы, круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии, поисковая деятельность. 1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности. В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты: Личностные результаты: Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России, субъективная значимость использования русского языка и языков народов России, осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа). Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой, сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории современной России). Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира. Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам. Ответственное отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие опыта участия в социально значимом труде. Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи. Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания, готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к конструированию образа допустимых способов диалога. Регулятивные УУД: давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других; определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя; учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника; учиться отличать верно, выполненное задание от неверного; формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил. Познавательные УУД: добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками; перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса; перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы; знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко- культурного процесса; знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.); знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.; понимание сущности и особенностей российского патриотизма; знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.; понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества; способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России. Коммуникативные УУД: умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках. уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста; совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им; учиться согласованно, работать в группе: формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности. развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем; укрепление доверия к другим людям; развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям. 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности. Программа «Я – гражданин России» включает шесть направлений, связанных между собой логикой формирования подлинного гражданина России: - «Я живу в России» формирование гражданского отношения к своей Родине. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, о Государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных законах нашей страны, презентации о родном крае, конкурс рисунков, разучивание Гимна РФ, песен о родном крае. Программа «Храм науки – моя школа» - формирование гражданского отношения к школе. Задачи: - формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе; - воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность, формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии; - воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения; - вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в укреплении своего здоровья; - воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы. Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик», выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей, умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе, поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг к другу. Мероприятия: участие в празднике, «Портрет ученика», «Мои права и обязанности», Устав школы и класса, Творческое дело «Устав класса», интеллектуальная игра, разучивание Гимна России и Республики Бурятия. Программа «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье. Задачи: -формировать уважение к членам семьи; -воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены. Предполагаемый результат деятельности: -сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом, решительностью, смелостью, благородством; - сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой, вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать; -сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют держать данное слово, заботятся о своей семье. Мероприятия: исследовательская работа об истории своей семьи, представление презентации «Судьба моего родственника», фотовыставка «Я и моя семья», рассказы ребят о профессиях предков, совместный праздничный вечер с родителями. Программа «Я и культура» - формирование отношения к искусству. Задачи: - воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы; формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина. Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла, участие в художественной самодеятельности. Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки, посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими людьми. Программа «Защитники земли русской» - формирование гражданского отношения к Отечеству. Задачи: - развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к защитникам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости; - формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории России; - воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну. Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества. Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов, презентации «Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, экскурсия в музей Истрии Бурятии, выпуск плакатов о мире. Программа «Я и планета Земля» - формирование гражданского отношения к планете Земля. Задачи: - воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой; - формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как источнику радости и творчества людей. Тематическое планирование. 5 класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 Тема занятия Беседа «Кто я? Какой я?» Мое хобби. Что такое личность. Правила счастливого человека. «Можно» и «нельзя» в жизни. Забота о родителях – дело совести каждого. Что значит быть хорошим сыном и хорошей дочерью. Семейные традиции. Мои семейные обязанности. Я - житель планеты Земля . Мы в ответе за тех, кого приручили. «Берегите природу!» В гости к зеленой аптеке. В гости к зеленой аптеке. Природа в искусстве. Вот и зима к нам пришла! Как встречают Новый год в разных странах. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. Музыкальные превращения. Предметы быта в роли музыкальных инструментов. О красоте, моде и хорошем вкусе. Семь чудес свет. Знаешь ли ты страны мира? Бурятия – наш родной край. Библиотека – наш друг и советчик. Русские и бурятские народные праздники. Основной Закон жизни нашего государства. Путешествие в страну Законию. Наше право и наш интерес Герои России Поговорим о толерантности Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 31 32 33 34 Победа деда – моя победа Экскурсия к Вечному Огню Города - герои Я – гражданин России 1 1 1 1 Тема занятия Здравствуй, школа! Наша Родина – Россия Государственные символы России. Государственный Российский Герб, Флаг, Гимн Международный день Мира Конкурс плакатов к международному дню Мира Путешествие в страну Законию. Ты и закон. Главный закон РФ об образовании. Ролевая игра «Голубоглазые и кареглазые» Я – гражданин - я ученик. Устав и традиции школы. Игра «Расскажи мне о себе Творческое дело «Устав класса» Готовим подарки первоклассникам. Участие в празднике «Посвящение в первоклассники» Интеллектуальная игра «Я гражданин России». История страны – история семьи Судьба моего родственника Профессия моих предков. Фотографии из семейного альбома. Фотовыставка «Я и моя семья» Новогодний праздничный вечер с родителями. Поездка в Русский драматический театр им. А.Бестужева. Русские композиторы о защитниках Родины «Иной здесь видится Россия…» Песни о земле русской. Героические страницы истории России: Ледовое побоище, Невская битва, Герои народного ополчения в борьбе с поляками в 1612 году. Рассказы детей о защитниках земли русской. Кого сегодня можно считать героем? Могу ли я стать героем? Акция «Ветеран живет рядом» Награды Отечества. Ордена и медали России и СССР ярко отражают различные периоды в истории нашего Отечества Экскурсия в музей НАТЛ (раздел «Наши земляки-героиинтернационалисты») В моей семье живет герой. Конкурс плакатов о мире Береги природу - наш дом Конкурс рисунков Количество часов 1 1 1 6 класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 33 34 Укрась кусочек планеты. Цветник у школы. Почему я люблю свой край. Конкурс творческих работ 1 1 Тема занятия Вводное занятие. Что мы знаем о патриотизме? К истокам Родины. Князь Владимир Ясное солнышко – креститель Руси. Его сыновья: Борис, Глеб и Ярослав Мудрый. Личность благоверного князя Александра Невского. Женщины творят историю. Исторические названия улиц г. Улан-Удэ. Времѐн связующая нить. Байкал– жемчужина Бурятии. Как я ощущаю себя в истории страны и в настоящем. Край родной навек любимый. Заиграевский район Бурятии. Животный и растительный мир моего родного края. Моя семья – маленькое семечко большого подсолнуха. Традиционный быт русской и бурятской семьи. История, традиции моей семьи. Мои друзья – моѐ богатство. «Все вместе - мы дружная семья». Наша школа. История создания школы. Современная школа и еѐ традиции. Пою моѐ Отечество… Любимые стихи поэтов-земляков. Память огненных лет. Афганская война. По местам боевых сражений. По местам боевых сражений. Суровые годы войны. Патриотизм на фронте и в тылу. Мы гордимся вами, земляки! Рассказ о земляках, героях Великой Отечественной войны. Рассказ о земляках, героях Великой Отечественной войны . Литература о войне. Литература о войне. Читаем детям о войне. Работа над социальным проектом «Альбом памяти». Работа над социальным проектом «Альбом памяти». Количество часов 1 1 1 7 класс. № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 8 класс № п/п 1 Тема занятия Вводное занятие. Количество часов 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Каким должен быть гражданин России? Каким должен быть гражданин России? Моя малая Родина. Моя малая Родина. Дом, в котором я живу! История поселка Татарский ключ. Дом, в котором я живу! История поселка Татарский ключ. Дом, в котором я живу! История поселка Татарский ключ. Дом, в котором я живу! История поселка Татарский ключ. Виртуальный фотоальбом «Любимые места родного края» Виртуальный фотоальбом «Любимые места родного края» Моей школе …! История школы. Моей школе …! История школы. Учителя-ветераны. Учителя-ветераны. Учительские династии. Творческая работа «Любимый учитель» . Творческая работа «Любимый учитель». Творческая работа «Любимый учитель». Знаменитые выпускники школы. Знаменитые выпускники школы. Знаменитые выпускники школы. Герои России – наши земляки. Герои России – наши земляки. Герои России – наши земляки. День Победы День Победы Герои Победы Герои Победы Молодежное движение «Российское движение школьников». Защита мини-проектов. Защита мини-проектов. Защита мини-проектов. Защита мини-проектов. 1 1 1 1 1 Тема занятия День знаний. Мы помним, мы гордимся Закон и порядок Моя жизненная позиция День пожилого человека День народного единства Количество часов 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 9 класс № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 Моя будущая профессия Истоки Конкурс военной песни По историческим местам моей Республики По историческим местам моей Республики Я - гражданин России День правовой помощи Письмо солдату История одного письма Их славные подвиги Моя будущая профессия Герои без имен «Памяти павших Поздравление солдату Нормы и правила Участие в выставке «Творчество юных любимому краю» Урок мужества По страницам памяти Оформление классного уголка «Россия - родина моя» Ценности семьи Ценности семьи Экскурсия в службу МЧС Экскурсия в службу МЧС День Победы День Победы Герои Победы Герои Победы Молодежное движение Молодежное движение 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1