Рабочая программа курса внеурочной деятельности МОЙ КРАЙ РОДНОЙ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________Ярош Е.Б.
«29» августа 2020г.

« Утверждаю»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ»
________________Петрова В.А.
Приказ № 57/1
От «31» августа 2020г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Мой край родной»
(духовно-нравственное направление, 2 класс).

ФИО разработчика: Петренко ЕлеаАнатоьевна
Должность: учитель начальных классов

2020

1

Пояснительная записка
Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе
ФГОС НОО, ООП НОО, учебного плана, плана внеурочной деятельности МЮОУ
«Ключевская сош» ,«Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и
основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. –
М.: Просвещение, 2011.
Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся
в мир истории и культуры наших предков.
Задачи программы:
образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее
представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии;
развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу;
развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и
навыки;
воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина;
воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь;
воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к
природе, родному краю.
Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-9
лет в течение одного года обучения и предназначена для учащихся второго класса
начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю:, 2 класс - 34 часа в год.
Основные принципы, положенные в основу программы:
принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка,
создание благоприятных условий для их развития;
 принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика;
 научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных
практикой;
 систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной
системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике.
Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее
культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность.
Методы работы:


словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют
обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой
информации.
 наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций,
иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального
обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию
мышления детей;
 практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические
работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические
знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей.
Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса
краеведческого кружка «Мой родной край» необходимо использовать такие формы
проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические
работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к
культурному наследию народа, его ценностям.


2

Планируемые результаты обучения
Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край»
является формирование следующих умений:
 Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых
норм и ценностей.
 В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила
поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Регулятивные УУД:
 Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и
самостоятельно.
 Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки
 Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с
учителем.
Познавательные УУД:
 Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна
дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи
 Делать предварительный отбор источников информации для решения
учебной задачи.
 Добывать новые знания: находить необходимую информацию
 Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в
разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
 Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать
самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
 Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и
письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого
текста).
 Слушать и понимать речь других.
 Вступать в беседу на занятии и в жизни.
Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край»
является формирование следующих умений:
 Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать
выводы;
 Учиться объяснять своѐ отношение к родным и близким людям, к прошлому и
настоящему своей Родины;
 Оценивать правильность поведения людей в природе.
Содержание курса:
Введение (2 часа)
Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом»
Моя семья (7 часов)
Я и моѐ имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей
семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…»
Наша школа (5 часов)
«Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей
возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного
материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы.

3

Мой край на карте Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с
географической картой России. Республика Бурятия – моя малая Родина. Работа с
географической картой.. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия.
Природа нашего края (17 часов)
Климат. Сезонные изменения погоды . Растительный мир Республики Бурятия.
Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края.
Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего
региона. Животный мир . Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять
Родину. Заповедники и заказники Республики Бурятия. . Байкальский природный
заповедник (виртуальная экскурсия). Редкие и исчезающие виды растений. Красная
книга Республики Бурятия. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу?
Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Что дает наш край
стране? Экскурсия в краеведческий музей г. Улан-Удэ Творческие работы учащихся на
тему «Мой край родной – Бурятия». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности
родного края». Экскурсия на Байкал (виртуальная).
Поселок, в котором я живу (9 часов)
Поселок, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей поселковой библиотеки.
Знакомство историей возникновения п. Татарский ключ. Работа с документами об истории
поселка. Ветераны Великой Отечественной войны. Люди, прославившие наш поселок.
Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры АМО «Заиграевский район».
Конференция «Достопримечательности родного края».
Мой край родной – моя Бурятия (10 часов)
Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические
корни нашего края. Легенды и предания. Бурятия - сокровищница культурно –
исторических памятников. Современный Улан-Удэ. Географические названия населенных
пунктов нашей местности.
Культура и быт родного края (8 часов)
Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края.
Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников.
Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное
народное творчество народов, проживающих в Республике Бурятия (сказки, пословицы,
поговорки). Народные промыслы бурятских умельцев.
Музей- хранилище истории. (6 часов)
Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи г. Улан-Удэ,
Заиграевского района.Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого
музея. (виртуальная экскурсия)
Итоговые занятия (2 часа)
Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе? Экскурсия на природу.

4

ТАБЛИЦА. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока
(сквозная
нумерация)

Раздел, тема

Количес
тво
часов

Дата
проведения
по плану

1
2

Краеведение- наука о
родном крае.
Экскурсия «Природа –
наш второй дом»

1
1

Элементы содержания

по факту

Примечание
(домашнее
задание,
творческие
работы,
рефераты и др.)

Что
изучает
краеведение.
Источники
краеведческих знаний:
карта как источник
информации и другие
источники. История
изучения края. Вклад
выдающихся ученых в
исследования края.

Моя семья (7 часов)
3
4
5
6
7
8
9

Я и моѐ имя.
Корни моей семьи.
Моя родословная.
Наша дружная семья.
Традиции моей семьи.
Профессии в моей семье.
Творческий конкурс
«Старая фотография
рассказала…»

1
1
1
1
1
1
1

Профессии
моих
родителей.
Дать
выяснить
учащимся
кем
работают
их
родители.
Творческий конкурс «Старая фотография
рассказала…»

5

-Моя родословная нарисовать
родословное древо.

10

11
12
13

14

15

16

17

Наша школа (5 часов)
«Почему школа
называется школой».
Экскурсия по школе.
Знакомство с историей
возникновения школы.
Школьный архив. Судьбы
выпускников.
Сбор интересного
материала о выпускниках
своей школы.
Гордость
школы.
Традиции школы.

1

1
1
1

«Почему школа называется
школой». Экскурсия по
школе.
Знакомство
с
историей
возникновения
школы. Школьный архив.
Судьбы выпускников. Сбор
интересного материала о
выпускниках своей школы.
Гордость школы. Традиции
школы.

1

Мой край на карте
Родины (3 часа)
Россия - Родина моя. 1
Символы государства –
герб и флаг. Гимн России.
Работа с географической
картой России.
Республика Бурятия –
1
частица России. Флаг,
герб, гимн Бурятии.
Работа с географической
картой
Моя малая Родина –
1

Символика
государства
и
Республики Бурятия,
Литературное,
художественное,
музыкальное
творчество,
СМИ,
физкультура и спорт;
земляки,
прославившие родной
край.

6

республика Бурятия.

18
19

20
21

22
23
24

25

26

27

Природа нашего края
(18 часов)
Климат. Сезонные
изменения погоды.
Растительный мир .
Лиственные и хвойные
деревья региона.
Лекарственные растения
нашего края.
Культурные растения
(садовые деревья,
кустарники, травянистые
растения) нашего региона.
Животный мир нашего
края.
Птицы родного края.
Охранять природу –
значит охранять Родину.
Заповедники и заказники
Редкие и исчезающие
виды растений. Красная
книга
Какие животные нашего
края занесены в Красную
книгу?
Знакомство с понятиями

выявление
особенностей
культуры
своего
населенного пункта.

1
1

1
1

1
1
1

1

1

Практические работы.
Определение средней
температуры за год,
месяц,
сутки
для
своего города; анализ
по данным календаря
погоды; составление
«розы
ветров»
за
месяц и за сезон;
выводы о различиях в
климате
на
территории
города,
района
(наиболее
благоприятные
территории
в
климатическом
отношении)
Практические занятия:
разведение
комнатных растений,
цветов в школе и
дома, уход за ними;

1

7

28
29
30
31
32

33

34

«река», «озеро», «болото»,
«водохранилище».
Полезные
ископаемые 1
нашего края
Что дает наш край стране? 1
Экскурсия в
краеведческий музей
Что изучает краеведение?
Что узнали о родном крае?
Итоговая конференция.
Творческие работы
учащихся на тему «Мой
край родной – моя
Бурятия»
Экскурсия на тему
«Формы земной
поверхности родного
края»
Экскурсия на Байкал

1
1
1

1

– в зимний период
делать кормушки и
подкармливать птиц;
– в весенний период
организовывать рейды
по защите берез от
любителей березового
сока.
(Вести
разъяснительную
работу о том, какой
вред
это
наносит
деревьям);
в) – операция “Чистый
двор”.

1

Знакомство
с
промышленностью
сельским хозяйством
города (села), его
предприятиями,
их
история

8

34

Проведение праздника
«Здравствуй, лето!»

1

Подготовка и проведение
итогового занятия в
игровой форме

9

10

11

12


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 29.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246581130

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».