Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Ярош Е.Б. «29» августа 2020г. « Утверждаю» Директор МБОУ «Ключевская СОШ» ________________Петрова В.А. Приказ № 57/1 От «31» августа 2020г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Мой край родной» (духовно-нравственное направление, 2 класс). ФИО разработчика: Петренко ЕлеаАнатоьевна Должность: учитель начальных классов 2020 1 Пояснительная записка Рабочая программа краеведческого кружка «Мой родной край» разработана на основе ФГОС НОО, ООП НОО, учебного плана, плана внеурочной деятельности МЮОУ «Ключевская сош» ,«Примерных программ внеурочной деятельности. Начальное и основное образование». (Стандарты второго поколения) под редакцией В.А.Горского. – М.: Просвещение, 2011. Программа представляет собой интегрированный курс, имеющий целью ввести учащихся в мир истории и культуры наших предков. Задачи программы: образовательные: структура программы позволяет формировать у школьников общее представление об истории родного края, о культуре, о ее богатстве и разнообразии; развивающие: развивать в детях наблюдательность, самостоятельность и инициативу; развивать у детей способности проявлять свои теоретические, практические умения и навыки; воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизма у юного гражданина; воспитывать такие личностные качества как доброта, честность, взаимопомощь; воспитывать у детей культуру труда и этику общения; воспитывать бережное отношение к природе, родному краю. Программа рассчитана на проведение теоретических и практических занятий с детьми 8-9 лет в течение одного года обучения и предназначена для учащихся второго класса начальной школы. На кружок отводится 1 час в неделю:, 2 класс - 34 часа в год. Основные принципы, положенные в основу программы: принцип доступности, учитывающий индивидуальные особенности каждого ребенка, создание благоприятных условий для их развития; принцип демократичности, предполагающий сотрудничество учителя и ученика; научности, предполагающий отбор материала из научных источников, проверенных практикой; систематичности и последовательности – знание в программе даются в определенной системе, накапливая запас знаний, дети могут применять их на практике. Основными критериями отбора материала при составлении программы является ее культурная значимость, актуальность, воспитательная ценность. Методы работы: словесные методы: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации. наглядные методы: демонстрации рисунков, плакатов, макетов, схем, коллекций, иллюстраций. Наглядные методы дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию мышления детей; практические методы: изготовление рисунков, плакатов, схем, практические работы. Практические методы позволяют воплотить теоретические знания на практике, способствуют развитию навыков и умение детей. Учитывая возрастные и психологические особенности детей, специфику курса краеведческого кружка «Мой родной край» необходимо использовать такие формы проведения занятий как экскурсии, занятия-встречи с информантами, практические работы. Такие формы работы позволяют детям почувствовать их причастность к культурному наследию народа, его ценностям. 2 Планируемые результаты обучения Личностными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений: Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить. Регулятивные УУД: Определять цель деятельности на занятии с помощью учителя и самостоятельно. Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ еѐ проверки Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Познавательные УУД: Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи. Добывать новые знания: находить необходимую информацию Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы. Коммуникативные УУД: Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Вступать в беседу на занятии и в жизни. Предметными результатами изучения курса краеведческого кружка «Мой родной край» является формирование следующих умений: Узнавать о жизни людей из исторических текстов, документов, карты и делать выводы; Учиться объяснять своѐ отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему своей Родины; Оценивать правильность поведения людей в природе. Содержание курса: Введение (2 часа) Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом» Моя семья (7 часов) Я и моѐ имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» Наша школа (5 часов) «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы. 3 Мой край на карте Родины (3 часа) Россия - Родина моя. Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Бурятия – моя малая Родина. Работа с географической картой.. Флаг, герб, гимн Республики Бурятия. Природа нашего края (17 часов) Климат. Сезонные изменения погоды . Растительный мир Республики Бурятия. Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир . Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Республики Бурятия. . Байкальский природный заповедник (виртуальная экскурсия). Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Республики Бурятия. Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Что дает наш край стране? Экскурсия в краеведческий музей г. Улан-Удэ Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – Бурятия». Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края». Экскурсия на Байкал (виртуальная). Поселок, в котором я живу (9 часов) Поселок, в котором я живу. Экскурсия в краеведческий музей поселковой библиотеки. Знакомство историей возникновения п. Татарский ключ. Работа с документами об истории поселка. Ветераны Великой Отечественной войны. Люди, прославившие наш поселок. Особенности хозяйственной деятельности, быта и культуры АМО «Заиграевский район». Конференция «Достопримечательности родного края». Мой край родной – моя Бурятия (10 часов) Сквозь столетия. Знакомство с историей возникновения родного края. Исторические корни нашего края. Легенды и предания. Бурятия - сокровищница культурно – исторических памятников. Современный Улан-Удэ. Географические названия населенных пунктов нашей местности. Культура и быт родного края (8 часов) Знакомство с понятиями «культура», «народный фольклор». Культура и быт родного края. Народы родного края. Изучение народных обрядов, обычаев, традиций, праздников. Одежда народов родного края, народные костюмы, головные уборы и украшения. Устное народное творчество народов, проживающих в Республике Бурятия (сказки, пословицы, поговорки). Народные промыслы бурятских умельцев. Музей- хранилище истории. (6 часов) Роль музея в жизни человека. Основные социальные функции музеев. Музеи г. Улан-Удэ, Заиграевского района.Знакомство с разделами экспозиции городского краеведческого музея. (виртуальная экскурсия) Итоговые занятия (2 часа) Итоговая конференция. Что узнали о родном крае и городе? Экскурсия на природу. 4 ТАБЛИЦА. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ № урока (сквозная нумерация) Раздел, тема Количес тво часов Дата проведения по плану 1 2 Краеведение- наука о родном крае. Экскурсия «Природа – наш второй дом» 1 1 Элементы содержания по факту Примечание (домашнее задание, творческие работы, рефераты и др.) Что изучает краеведение. Источники краеведческих знаний: карта как источник информации и другие источники. История изучения края. Вклад выдающихся ученых в исследования края. Моя семья (7 часов) 3 4 5 6 7 8 9 Я и моѐ имя. Корни моей семьи. Моя родословная. Наша дружная семья. Традиции моей семьи. Профессии в моей семье. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» 1 1 1 1 1 1 1 Профессии моих родителей. Дать выяснить учащимся кем работают их родители. Творческий конкурс «Старая фотография рассказала…» 5 -Моя родословная нарисовать родословное древо. 10 11 12 13 14 15 16 17 Наша школа (5 часов) «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы. 1 1 1 1 «Почему школа называется школой». Экскурсия по школе. Знакомство с историей возникновения школы. Школьный архив. Судьбы выпускников. Сбор интересного материала о выпускниках своей школы. Гордость школы. Традиции школы. 1 Мой край на карте Родины (3 часа) Россия - Родина моя. 1 Символы государства – герб и флаг. Гимн России. Работа с географической картой России. Республика Бурятия – 1 частица России. Флаг, герб, гимн Бурятии. Работа с географической картой Моя малая Родина – 1 Символика государства и Республики Бурятия, Литературное, художественное, музыкальное творчество, СМИ, физкультура и спорт; земляки, прославившие родной край. 6 республика Бурятия. 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Природа нашего края (18 часов) Климат. Сезонные изменения погоды. Растительный мир . Лиственные и хвойные деревья региона. Лекарственные растения нашего края. Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) нашего региона. Животный мир нашего края. Птицы родного края. Охранять природу – значит охранять Родину. Заповедники и заказники Редкие и исчезающие виды растений. Красная книга Какие животные нашего края занесены в Красную книгу? Знакомство с понятиями выявление особенностей культуры своего населенного пункта. 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Практические работы. Определение средней температуры за год, месяц, сутки для своего города; анализ по данным календаря погоды; составление «розы ветров» за месяц и за сезон; выводы о различиях в климате на территории города, района (наиболее благоприятные территории в климатическом отношении) Практические занятия: разведение комнатных растений, цветов в школе и дома, уход за ними; 1 7 28 29 30 31 32 33 34 «река», «озеро», «болото», «водохранилище». Полезные ископаемые 1 нашего края Что дает наш край стране? 1 Экскурсия в краеведческий музей Что изучает краеведение? Что узнали о родном крае? Итоговая конференция. Творческие работы учащихся на тему «Мой край родной – моя Бурятия» Экскурсия на тему «Формы земной поверхности родного края» Экскурсия на Байкал 1 1 1 1 – в зимний период делать кормушки и подкармливать птиц; – в весенний период организовывать рейды по защите берез от любителей березового сока. (Вести разъяснительную работу о том, какой вред это наносит деревьям); в) – операция “Чистый двор”. 1 Знакомство с промышленностью сельским хозяйством города (села), его предприятиями, их история 8 34 Проведение праздника «Здравствуй, лето!» 1 Подготовка и проведение итогового занятия в игровой форме 9 10 11 12