МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» 671312, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Татарский ключ, ул. Спортивная,13 klass1870@mail.ru телефон 89246581130 Принято на заседании педагогического совета Протокол № 6 от 19.03.2020г. С учетом мнения Управляющего совета Протокол № 6 от 18.13.2020 г. С учетом мнения Совета старшеклассников Протокол № 6 от 20.03.2020г Утверждаю Директор школы ______________В.А. Петрова Приказ № 33/1 от 23.03.2020г. ПОЛОЖЕНИЕ о постановке обучающихся и семей на внутришкольный учѐт I. Общие положения 1.1. Настоящее положение разработано в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка, с Конституцией РФ, Законом РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральным законом от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации», ФЗ РФ от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребѐнка в Российской Федерации», Семейным Кодексом РФ, Уставом ОО. 1.2. Настоящее Положение направлено на реализацию комплекса мероприятий по профилактике асоциального поведения детей и подростков, регламентацию порядка постановки на внутришкольный учет и снятия с учета обучающихся и их семей, учета обучающихся общеобразовательного учреждения, находящихся в социально-опасном положении и нуждающихся в индивидуально-профилактической работе. 1.3. В Положении применяются следующие понятия: Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или иных законных представителей либо должностных лиц; Беспризорный – безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания. Антиобщественные действия – действия несовершеннолетнего, выражающиеся в систематическом употреблении наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, занятии проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством, а также иные действия, нарушающие права и законные интересы других лиц; Профилактика безнадзорности и правонарушений обучающихся – система социальных, правовых и педагогических мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, правонарушениям, антиобщественным действиям обучающихся, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с обучающимися и семьями, находящимися в социально опасном положении. Индивидуальная профилактическая работа – деятельность по своевременному выявлению обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, а также по их социально-педагогической реабилитации и (или) предупреждению совершения ими правонарушений и антиобщественных деяний. Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении – обучающийся образовательного учреждения, который вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья, либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные деяния. Семья, находящаяся в социально опасном положении – семья, имеющая обучающегося, находящегося в социально опасном положении, а также семья, где родители (законные представители) обучающегося не исполняют своих обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию и (или) отрицательно влияют на его поведение либо жестоко обращаются с ним. Учет в образовательном учреждении обучающихся и семей, находящихся в социальноопасном положении (далее внутришкольный учет) – система индивидуальных профилактических мероприятий, осуществляемая образовательным учреждением в отношении обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении, которая направлена на: - предупреждение безнадзорности, правонарушений и других негативных проявлений в среде обучающихся; - выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности и правонарушениям обучающихся; - социально-педагогическую реабилитацию обучающихся и семей, находящихся в социально опасном положении. II. Основные цели и задачи 2.1. Внутришкольный учѐт ведѐтся с целью своевременного выявления обучающихся и семей, находящихся в социально-опасном положении, и организации индивидуальной профилактической работы. 2.2. Основные задачи: предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних; обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних; своевременное выявление детей и семей, находящихся в социально опасном положении или группе риска по социальному сиротству; оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении, имеющими проблемы в обучении; оказание адресной помощи семьям в обучении и воспитании детей. III. Основания и порядок постановки на внутришкольный учет. 3.1. В соответствии со ст. ст.5,6,14 Федерального Закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» на внутришкольный учет ставятся: 3.1.1. Обучающиеся: - Непосещение или систематические (длительные) пропуски занятий без уважительных причин (более 10 дней). - Неуспеваемость учащегося по учебным предметам. - Социально-опасное положение: а) безнадзорность или беспризорность. б) бродяжничество или попрошайничество. - склонные к спиртных напитков, курению, употреблению психоактивных и токсических веществ, наркотических средств без назначения врача либо других психоактивных веществ. - причисляющие себя к неформальным объединениям и организациям антиобщественной направленности. - совершение правонарушения до достижения возраста несовершеннолетнего 16 лет, с которого наступает уголовная ответственность. - совершившие противоправные действия (преступления, общественно опасные деяния и правонарушения) и/ или неоднократно нарушившие устав УЗ и Правила внутреннего распорядка обучающихся. - неуспевающие или оставленные по неуважительным причинам на повторный курс обучения; - освобожденные от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия; - обвиняемые или подозреваемые в совершении преступлений, в отношении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу; - возвратившиеся из специальных учебно-воспитательных учреждений (воспитательных колоний); - состоящие на учете в подразделении по делам несовершеннолетних ОВД и комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 3.1.1.2. Решение о постановке на внутришкольный учѐт или снятии с учѐта принимается Советом профилактики правонарушений Учебного Заведения (далее УЗ) и оформляется приказом директора. 3.1.1.3. Постановка или снятие с внутришкольного учѐта осуществляется по совместному представлению заместителя директора по воспитательной работе, социального педагога, классного руководителя. В представлении должны быть обоснованы причины постановки обучающегося на внутришкольный учет, его характеристика. (Приложение 1). 3.1.1.4. Для постановки несовершеннолетнего и (или) семьи на внутришкольный учѐт на заседание Совета профилактики правонарушений представляются следующие документы: 1) Характеристика несовершеннолетнего (Приложение 2). 2) Справка о проведенной работе с несовершеннолетним и его родителями, подготовленная классным руководителем (законными представителями). 3) Акт обследования материально-бытовых условий семьи. 4) Сообщение из комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав (далее – КДН и ЗП), или подразделения по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел (далее – ПДН) (при наличии). 5) Заявление родителей (законных представителей) несовершеннолетнего об оказании им помощи (при необходимости). 3.1.1.5. Классный руководитель приглашает родителей (законных представителей) на заседание Совета профилактики правонарушений по вопросу постановки на внутришкольный учѐт их несовершеннолетнего ребѐнка (Приложение 4); а также доводит решение Совета профилактики правонарушений до сведения родителей (законных представителей), если они не присутствовали на заседании педсовета по уважительным причинам, официальным уведомлением с указанием даты и номера протокола заседания и причины постановки или снятия с учѐта. 3.1.1.6. Социальный педагог (классный руководитель) ведет списочный учет в электронном и бумажном виде учащихся и семей, состоящих на внутришкольном учете, на учете в КДН и ЗП, ПДН, СОП, УИИ. 3.1.2. Семьи, в которых родители (законные представители): - не исполняют обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию своих детей; - злоупотребляют наркотиками спиртными напитками; - отрицательно влияют на поведение обучающихся, вовлекают их противоправные действия (преступления, бродяжничество, попрошайничество, проституцию, распространения и употребления наркотиков, спиртных напитков и т.д.); - допускают в отношении своих детей жестокое обращение и насилие; - имеют детей, находящихся в социально-опасном положении и состоящих на учете УЗ; - состоят на учете в органах внутренних дел, социальной защиты населения, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. 3.1.2.1.Постановка семьи на внутришкольный учет осуществляется решением Совета профилактики ОО на основании совместного представления заместителя по воспитательной работе и социального педагога (классного руководителя). При необходимости к представлению приобщается информация о семье из органов внутренних дел, социальной защиты населения, опеки и попечительства, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В представлении должны быть обоснованы причины постановки семьи на внутришкольный учет, акт обследования жилищно-бытовых условий. IV. Основания и порядок снятия обучающихся и родителей (законных представителей) с внутришкольного учѐта 4.1. Снятие обучающегося и (или) семьи с внутришкольного учѐта осуществляется по решению Совета профилактики ОО на основании совместного представления заместителя директора по воспитательной работе и социального педагога (классного руководителя), а также при необходимости соответствующей информации из подразделения по делам несовершеннолетних, органов социальной защиты населения в связи с отсутствием нарушений в поведении и учебной деятельности и положительной динамикой в семье, а также положительные результаты индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними и с семьей. Также с внутришкольного учета снимаются обучающиеся: - окончившие государственное образовательное учреждение; - сменившие место жительство и перешедшие в другое образовательное учреждение; - направленные в специальное учебно-воспитательное учреждение, а также по другим объективным причинам. Кроме того, с внутришкольного учѐта снимаются обучающиеся по другим, не указанным выше, объективным причинам. 4.2. Решение Совета профилактики о снятии обучающегося/семьи с внутришкольного учѐта оформляется приказом директора. V. Порядок проведения индивидуальной профилактической работы 5.1. Индивидуальная профилактическая работа в отношении обучающихся, их родителей (законных представителей) проводится: - в соответствии со ст.14 Закона РФ от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»; - в сроки, необходимые для оказания социальной и иной помощи несовершеннолетним, или до устранения причин и условий, способствовавших безнадзорности, беспризорности, правонарушениям или антиобщественным действиям несовершеннолетних, или наступления других обстоятельств, предусмотренных законодательством Российской Федерации; - в соответствии с планом индивидуальной профилактической работы. 5.2. Планы индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетним разрабатываются социальным педагогом совместно с классным руководителем, педагогом психологом и утверждаются директором. (Приложение 3). Классный руководитель проводит профилактическую работу и контроль за учебной и внеурочной деятельностью несовершеннолетнего. Результаты заносит в дневник классного руководителя на страницу, отведенную для фиксации работы с данным несовершеннолетним. Классный руководитель проводит анализ профилактической работы с несовершеннолетними, стоящими на внутришкольном учете. Обо всех результатах контроля над несовершеннолетним (пропуски уроков, нарушения дисциплины) родители ставятся в известность классным руководителем. Если пропуски занятий, плохая подготовка к ним становятся систематическими, родители с несовершеннолетним вызываются на заседание Совета профилактики правонарушений, где рассматриваются вопросы: невыполнения родителями обязанностей по обучению и воспитанию несовершеннолетнего; уклонение несовершеннолетнего от обучения (прогулы, невыполнение домашних заданий, не работал на уроках). Совет профилактики правонарушений имеет право ходатайствовать перед администрацией школы: о вынесении выговора учащимся; о вынесении благодарности учащимся; о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося в течение четверти; о составлении индивидуального графика дополнительных учебных занятий для учащегося во время каникул; об установлении срока сдачи академической задолженности по предметам и осуществлении контроля за их выполнением; о перенесении срока окончания учебной четверти, учебного года для несовершеннолетнего, находившегося на длительном лечении или находящегося в социально опасном положении; ходатайствовать перед психолого-педагогической комиссией о необходимости обследования учащегося с целью составления для него индивидуального учебного плана и психолого-педагогического сопровождения. Если в результате проведения профилактической работы классным руководителем, с несовершеннолетним и его семьей делается вывод о необходимости особой психологической помощи подростку и его семье, администрация школы обращается с запросом о помощи несовершеннолетнему и его семье в органы профилактики. Если родители отказываются от помощи, предлагаемой школой, сами не занимаются проблемами ребенка, администрация школы выносит решение об обращении с ходатайством в Комиссию по делам несовершеннолетних: о проведении профилактической работы с несовершеннолетними, употребляющими спиртные напитки, наркотические вещества, психотропные вещества, привлекавшимися к административной ответственности, вернувшимися из специальных учебно-воспитательных или лечебно-воспитательных учреждений закрытого типа; о рассмотрении материала в отношении несовершеннолетнего, совершившего деяние, за которое установлена административная ответственность; об оказании помощи в организации летнего отдыха несовершеннолетнего, состоящего на профилактическом учете; об отчислении несовершеннолетнего, достигнувшего 16-летнего возраста, из образовательного учреждения, о переводе на иную форму обучения или в другое образовательное учреждение; о рассмотрении материала в отношении родителей (законных представителей), не выполняющих свои обязанности по содержанию, воспитанию или обучению несовершеннолетнего; об административных мерах воздействия на родителей несовершеннолетних и самих несовершеннолетних, уклоняющихся от выполнения Закона РФ «Об образовании»; о постановке учащегося на учет. На заседание Совета профилактики правонарушений социальный педагог (классный руководитель), оформляет представление на снятие с внутришкольного профилактического учета несовершеннолетнего (Приложение 4), на заседание приглашаются родители. В некоторых случаях на Совете профилактики правонарушений может быть вручена благодарность родителям за своевременную поддержку и помощь педагогическому коллективу в выработке совместных действий, необходимых для помощи несовершеннолетнему в преодолении им возникших трудностей. Это является хорошим стимулом в развитии позитивных отношений семьи к мерам, предпринимаемым педагогическим коллективом школы. 5.3. Личное дело несовершеннолетнего/семьи содержит следующие документы: - Представление на постановку на внутришкольный учет; - Приказ о постановке учащегося/семьи на внутришкольный учет. - План ИПР с несовершеннолетним/семьей. - Первичный акт обследования ЖБУ несовершеннолетнего/семьи. - Учетная карточка учащегося/семьи поставленного на внутришкольный учет. - Копия свидетельства о рождении, копия паспорта. - Характеристика от классного руководителя. - Заключение психолога (круг общения, взаимоотношение в семье, интересы, психологический портрет н/с). - Сверка с субъектами профилактики - Сверка с учреждениями дополнительного образования. - Информация об участии в различных спортивно-культурных мероприятиях. - Справки о проведении профилактической работы с несовершеннолетним/семьей. - Представление на снятие с внутришкольного учета. 5.3.1. Первичный акт обследования ЖБУ несовершеннолетнего/семьи составляется на момент постановки на учѐт. После постановки акт обследования ЖБУ составляется ежеквартально социальным педагогом (классным руководителем) и вкладывается в личное дело несовершеннолетнего/семьи. 5.3.2. Сверка с субъектами профилактики и с учреждениями дополнительного образования проводится ежеквартально и вкладывается в личное дело несовершеннолетнего/семьи. VI. Контроль за выполнением Положения 6.1. Ответственность за организацию ведения внутришкольного учета, оформление соответствующей документации, а также взаимодействие с другими органами и учреждениями системы профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся возлагается на директора ОО, на заместителя директора по воспитательной работе. В непосредственной работе по ведению учета принимают участие заместитель директора по воспитательной работе, социальный педагог, классные руководители, педагоги – психологи. 6.2. Контроль за организацией и качеством проведения профилактической работы возлагается на директора ОО. Приложение 1 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА ПОСТАНОВКУ НА ВНУТРИШКОЛЬНЫЙ УЧЕТ Фамилия: ____________ Имя _________________ Отчество _____________________ Обучающегося ______ класса ___________________ года рождения Причина постановки на учет________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ считаем необходимым обучающегося ________________________________________ __________________________________________________________ учащегося ____ класса поставить на внутришкольный учѐт (указать причину)____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Социальный педагог_____________________________________ Классный руководитель __________________________________ Заместитель директора по ВР ______________________________ «___» «____________» 20___ г. ОЗНАКОМЛЕН: ___________________________________________/____________/___________/ ФИО родителя (законного представителя) подпись дата Приложение 2 КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ ________________________________________________________________________ (ФИО) Уровень обученности______________________________________________________ Поведение в школе________________________________________________________ Сведения о причинах постановки на внутришкольный учет _____________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ дополнительное образование (кружки) _______________________________________ ________________________________________________________________________ Вредные привычки________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Интересы, увлечения и др. _________________________________________________ ________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________ Классный руководитель ___________________________________________________ Приложение 4 ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СНЯТИЕ С ВНУТРИШКОЛЬНОГО УЧЕТА Фамилия____________________ Имя ________________ Отчество _______________ учащегося______ класса ___________________ года рождения, состоящего на внутришкольном учете _______________________________________ ________________________________________________________________________ (дата постановки, основание, причины) В ходе проведения воспитательно-профилактических мероприятий:______________ ________________________________________________________________________ с учетом мнения __________________________________________________________ (ГПДН ОВД, КДН, органов социальной защиты, опеки и попечительства) считаем необходимым учащегося ___________________________________________ ________ класса снять с внутришкольного учета. Заместитель директора по воспитательной работе ________________ Классный руководитель «_____» « _____________» 20____ год. _________________ Приложение № 5 АКТ обследования жилищно-бытовых условий семьи от «______»______________20____г. Комиссия в составе: __________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Провела обследование семьи ___________________________________________________________ и установила: 1. Адрес, телефон ____________________________________________________________________ 2. ФИО матери, г.р., род занятий, размер зарплаты _________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 3. ФИО отца, г.р., род занятий, размер зарплаты ___________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 4. Сведения о детях: ФИО, г.р., место учебы, место посещения _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 5. Состояние здоровья членов семьи (состоят ли на учете в диспансерах, хронические заболевания, инвалидность, пр.)_________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 6. Проживают в ____ -х квартире (частном доме), жилая площадь _______кв.м. 7. Санитарное состояние, наличие условий для проживания, обучения; наличие подсобного хозяйства, продуктов питания___________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ 8. Заключение: (предложение специалистов, проводивших обследование) _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________________ Обследование проведено в присутствии (ФИО матери, отца, др. совершеннолетних членов семьи) ______________________________________________________________________ Члены комиссии: ___________________ _____________________ ___________________ ___________________ _____________________ _____________________ Приложение№6 Учетная карточка учащегося. Образовательное учреждение _____________________________________________________ Класс _________________ Фамилия________________Имя________________Отчество________________________ Дата рождения________________________ Место фактического проживания (почтовый адрес) _________________________________________________________________________ 5. Место регистрации _____________________________________________________________ 6. Социальный статус семьи: _______________________________________________________ (полная, многодетная, одинокая мать\отец, малообеспеченная, опекунская) 7. Сведения о родителях: Мать: Фамилия_____________Имя____________Отчество_______________________ Место работы_____________________________________________________________ Отец: Фамилия_____________Имя____________Отчество_______________________ Место работы_____________________________________________________________ Опекун: Фамилия_____________Имя____________Отчество_______________________ Место работы_____________________________________________________________ 8. В семье также проживают________________________________________________________ (братья, сестры, бабушка, дедушка и т.д.) _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 9. Состоит на учете _______________________________________________________________ (ПДН, КДН и ЗП причины, дата постановки) _______________________________________________________________________________ 10. Основания и дата постановки на внутришкольный учет_______________________________ (основание, по представлению, дата решения Совета Профилактики) ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 11. Снят с внутришкольного учета ___________________________________________________ (основание, по представлению, дата решения Совета Профилактики) ______________________________________________________________________________ краткая характеристика учащегося (уровень обученности, сведения о причинах постановки на внутришкольный учет, круг общения, характер взаимоотношений в семье, со сверстниками, взрослыми, вредные привычки, интересы, увлечения и др.) _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________ 1. 2. 3. 4. Психолог: ___________________________/_____________/ Классный руководитель ______________________________/_____________/