Рабочая программа курса внеурочной деятельности Работа с текстом. Полготовка к ОГЭ.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________Ярош Е.Б.
«29» августа 2020г.

« Утверждаю»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ»
________________Петрова В.А.
Приказ №_57/1
От «31_» августа 2020г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Работа с текстом. Подготовка к ОГЭ»
(общеинтеллектуальное направление, 9 класс).

ФИО разработчика: Ярош Елена Борисовна
Должность: учитель русского языка и литературы.
Категория: высшая

2020г

Пояснительная записка
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом.
Подготовка к ОГЭ.» составлена на основе ООП ООО, учебного плана, плана
внеурочной деятельности МБОУ «Ключевская СОШ».
Преподавание данного курса в 2020-2021 учебном году ведѐтся в
соответствии со следующими нормативными документами:
 Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации»;
 Федеральный государственный стандарт основного общего образования,
утверждѐнный приказом Министерства образования и науки РФ от 17
декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного
образовательного стандарта основного общего образования»;
Место учебного курса в обучении
Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю).
Планируемые результаты освоения учебного курса
Личностные

1) понимание русского языка как одной из основных
национально-культурных ценностей русского народа,
определяющей роли родного языка в развитии
интеллектуальных,
творческих
способностей
и
моральных качеств личности, его значения в процессе
получения школьного образования;
2) осознание эстетической ценности русского языка;
уважительное отношение к родному языку, гордость за
него; потребность сохранить чистоту русского языка
как явления национальной культуры; стремление к
речевому самосовершенствованию;
3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных
грамматических средств для свободного выражения
мыслей и чувств в процессе речевого общения;
способность к самооценке на основе наблюдения за
собственной речью.

Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности;
2) применение приобретенных знаний, умений и
навыков
в повседневной
жизни;
способность
использовать родной язык как средство получения
знаний по другим учебным предметам; применение
полученных знаний, умений и навыков анализа

языковых явлений на межпредметном уровне;
3) овладение национально-культурными нормами
речевого
поведения
в
различных
ситуациях
формального и неформального межличностного и
межкультурного общения.
Предметные

1) представление об основных функциях языка, о роли
русского языка как национального языка русского
народа, как государственного языка Российской
Федерации и языка межнационального общения, о связи
языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни
человека и общества;
2) понимание места родного языка в системе
гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;
3) усвоение основ научных знаний о родном языке;
понимание взаимосвязи его уровней и единиц;
4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика
и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение,
речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды;
ситуация речевого общения; разговорная речь, научный,
публицистический, официально-деловой стили, язык
художественной
литературы;
жанры
научного,
публицистического, официально-делового стилей и
разговорной речи; функционально-смысловые типы
речи (повествование, описание, рассуждение); текст,
типы текста; основные единицы языка, их признаки и
особенности употребления в речи;
5) овладение основными стилистическими ресурсами
лексики и фразеологии русского языка, основными
нормами
русского
литературного
языка
(орфоэпическими, лексическими, грамматическими,
орфографическими,
пунктуационными),
нормами
речевого этикета и использование их в своей речевой
практике при создании устных и письменных
высказываний;
6) опознавание и анализ основных единиц языка,
грамматических
категорий
языка,
уместное
употребление языковых единиц адекватно ситуации
речевого общения;
7) проведение различных видов анализа слова
(фонетический, морфемный, словообразовательный,
лексический,
морфологический),
синтаксического

анализа
словосочетания
и
предложения,
многоаспектного анализа текста с точки зрения его
основных признаков и структуры, принадлежности к
определенным функциональным разновидностям языка,
особенностей языкового оформления, использования
выразительных средств языка;
8)
понимание
коммуникативно-эстетических
возможностей
лексической
и
грамматической
синонимии и использование их в собственной речевой
практике;
9) осознание эстетической функции родного языка,
способность оценивать эстетическую сторону речевого
высказывания при анализе текстов художественной
литературы.
Содержание учебного курса
1. Подготовка к написанию изложения (6 ч).
1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их
установления, формулирования.
2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста.
3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац
Синтаксическое богатство русского языка.
4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста:
грамматические, логические, синтаксические.
5. Написание изложения.
2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч).
1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в
котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на
поставленный вопрос (Задание 2)
2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать
средства речевой выразительности. (Задание 7,8)
3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 5)
4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий. (Задание 5)
5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова.
Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова.
(Задание 7,8)
6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.)
7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. (Задание 2,3,6)

8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения.
Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 2,3,6)
9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения.
(Задание 2,3,6)
10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное
предложение.
Грамматическая
основа
предложения.
Количество
грамматических основ в предложении. (Задание 2,3,6)
11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные
предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 2,3,6)
12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное,
неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 2,3,6)
13. Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 2,3,6)
3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч).
1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея,
проблема текста.
2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов.
3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и
концовки сочинения.
4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических
ошибок.
5. Корректировка текста.
4. Контроль знаний (4 ч).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

Учебно-тематический план:
№
п\п

Наименование разделов

1

Подготовка к написанию
изложения
Подготовка к выполнению
заданий с кратким
ответом
Подготовка к написанию
сочинения-рассуждения
Контроль знаний
Всего:

2

3
4

Максимальная
нагрузка
учащихся
6

Теоретическое
обучение
2

17

Из них:
Практикумы
2

Уроки
контроля
2

-

15

2

7

2

3

2

4
34

4

20

4
10

Календарно-тематическое планирование факультатива
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе
на 2020-2021 учебный год
№п/п
1-2

3
4

5

6
7

8

9

10

11

Дата
план факт.

Название раздела. Тема урока
Подготовка к написанию изложения (6 ч).
Определение, признаки и характеристика
текста как единицы языка. Тема, идея,
проблема текста и способы их установления и
формулирования.
Композиция, логическая, грамматическая
структура текста
Микротема. Соотношение микротемы и
абзацного
строения
текста.
Абзац
Синтаксическое богатство русского языка.
Главная и второстепенная информация в
тексте.
Способы
сокращения
текста:
грамматические, логические, синтаксические.
Сжатое изложение.
Подготовка к выполнению заданий с
кратким ответом (17 ч).
Анализ напечатанного текста, отработка
умения находить предложение, в котором
содержится информация, необходимая для
обоснования ответа на поставленный вопрос
(Задание 2)
Средства речевой выразительности. Отработка
умения квалифицировать средства речевой
выразительности. (Задание 7)
Правописание приставок. Приставки,
оканчивающиеся на З - С, иноязычные
приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И
после приставок. (Задание 5)
Правописание суффиксов. Суффиксы
причастий, отыменных и отглагольных
прилагательных, наречий. (Задание 5.)
Синонимы. Контекстуальные синонимы.
Стилистически нейтральные слова.
Антонимы. Омонимы. Стилистически и
эмоционально окрашенные слова. (Задание 7)
Словосочетание. Виды связи слов в
словосочетании. (Задание 4)

Кол-во
часов
2

1
1

1

1
1

1

1

1

1

12

13
14-15

16-17

18-19

20-21
22-23
24

25
26

27
28

Предложение. Грамматическая основа
предложения. Виды сказуемых.
Односоставные предложения. (Задание 6)
Простое осложненное предложение.
Обособленные члены предложения.
Пунктуация при обособленных членах
предложениях. (Задание 6)
Вводные слова и предложения. Вставные
конструкции. Обращения. (Задание 6)
Предложение. Односоставные и двусоставные
предложения. Сложное предложение.
Грамматическая основа предложения.
Количество грамматических основ в
предложении. (Задание 2,6)
Сложносочиненные и сложноподчиненные
предложения. Бессоюзные предложения.
Пунктуация в сложном предложении.
(Задание 2,6)
Сложноподчиненное предложение. Виды
придаточных предложений.
Сложноподчиненные предложения с
несколькими придаточными. Однородное,
неоднородное и последовательное
подчинение. (Задание 2,6)
Сложные предложения с разными видами
связи. (Задание 2,3,6)
Выполнение заданий 2-8.
Подготовка к написанию сочинениярассуждения (7 ч).
Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии
оценки сочинения. Тема, идея, проблема
текста.
Позиция автора. Собственная позиция.
Подбор аргументов.
Композиция сочинения (тезис, аргументы,
вывод). Оформление вступления и концовки
сочинения.
Написание сочинения-рассуждения на
лингвистическую тему (Задание 9.1)
Написание сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста (Задание 9.2)

1

1
2

2

2

2
2
1

1
1

1
1

29
30

31-34

Написание сочинения-рассуждения на тему,
связанную с анализом текста (Задание 9.3)
Анализ написанного сочинения по выбору
учащихся. Классификация речевых и
грамматических ошибок.
Контроль знаний (4 ч).
Репетиционный экзамен в формате ОГЭ.

1
1

4


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 29.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246581130

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».