Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Заместитель директора по УВР _____________Ярош Е.Б. «29» августа 2020г. « Утверждаю» Директор МБОУ «Ключевская СОШ» ________________Петрова В.А. Приказ №_57/1 От «31_» августа 2020г. Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом. Подготовка к ОГЭ» (общеинтеллектуальное направление, 9 класс). ФИО разработчика: Ярош Елена Борисовна Должность: учитель русского языка и литературы. Категория: высшая 2020г Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Работа с текстом. Подготовка к ОГЭ.» составлена на основе ООП ООО, учебного плана, плана внеурочной деятельности МБОУ «Ключевская СОШ». Преподавание данного курса в 2020-2021 учебном году ведѐтся в соответствии со следующими нормативными документами: Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утверждѐнный приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; Место учебного курса в обучении Данная программа рассчитана на 34 учебные недели (1 час в неделю). Планируемые результаты освоения учебного курса Личностные 1) понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования; 2) осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию; 3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью. Метапредметные 1) владение всеми видами речевой деятельности; 2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне; 3) овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения. Предметные 1) представление об основных функциях языка, о роли русского языка как национального языка русского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества; 2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом; 3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц; 4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; 5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка, основными нормами русского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний; 6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения; 7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка; 8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике; 9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы. Содержание учебного курса 1. Подготовка к написанию изложения (6 ч). 1. Текст как единица языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления, формулирования. 2. Композиция, логическая, грамматическая структура текста. 3. Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. 4. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. 5. Написание изложения. 2. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч). 1. Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2) 2. Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7,8) 3. Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 5) 4. Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5) 5. Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 7,8) 6. Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4.) 7. Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 2,3,6) 8. Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 2,3,6) 9. Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 2,3,6) 10. Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 2,3,6) 11. Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 2,3,6) 12. Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 2,3,6) 13. Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 2,3,6) 3. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (7 ч). 1. Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. 2. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. 3. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. 4. Анализ написанного сочинения. Классификация речевых и грамматических ошибок. 5. Корректировка текста. 4. Контроль знаний (4 ч). Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. Учебно-тематический план: № п\п Наименование разделов 1 Подготовка к написанию изложения Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Контроль знаний Всего: 2 3 4 Максимальная нагрузка учащихся 6 Теоретическое обучение 2 17 Из них: Практикумы 2 Уроки контроля 2 - 15 2 7 2 3 2 4 34 4 20 4 10 Календарно-тематическое планирование факультатива «Подготовка к ОГЭ по русскому языку» в 9 классе на 2020-2021 учебный год №п/п 1-2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Дата план факт. Название раздела. Тема урока Подготовка к написанию изложения (6 ч). Определение, признаки и характеристика текста как единицы языка. Тема, идея, проблема текста и способы их установления и формулирования. Композиция, логическая, грамматическая структура текста Микротема. Соотношение микротемы и абзацного строения текста. Абзац Синтаксическое богатство русского языка. Главная и второстепенная информация в тексте. Способы сокращения текста: грамматические, логические, синтаксические. Сжатое изложение. Подготовка к выполнению заданий с кратким ответом (17 ч). Анализ напечатанного текста, отработка умения находить предложение, в котором содержится информация, необходимая для обоснования ответа на поставленный вопрос (Задание 2) Средства речевой выразительности. Отработка умения квалифицировать средства речевой выразительности. (Задание 7) Правописание приставок. Приставки, оканчивающиеся на З - С, иноязычные приставки. Приставки ПРЕ- и ПРИ-; Ы, И после приставок. (Задание 5) Правописание суффиксов. Суффиксы причастий, отыменных и отглагольных прилагательных, наречий. (Задание 5.) Синонимы. Контекстуальные синонимы. Стилистически нейтральные слова. Антонимы. Омонимы. Стилистически и эмоционально окрашенные слова. (Задание 7) Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании. (Задание 4) Кол-во часов 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 12 13 14-15 16-17 18-19 20-21 22-23 24 25 26 27 28 Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Односоставные предложения. (Задание 6) Простое осложненное предложение. Обособленные члены предложения. Пунктуация при обособленных членах предложениях. (Задание 6) Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. (Задание 6) Предложение. Односоставные и двусоставные предложения. Сложное предложение. Грамматическая основа предложения. Количество грамматических основ в предложении. (Задание 2,6) Сложносочиненные и сложноподчиненные предложения. Бессоюзные предложения. Пунктуация в сложном предложении. (Задание 2,6) Сложноподчиненное предложение. Виды придаточных предложений. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными. Однородное, неоднородное и последовательное подчинение. (Задание 2,6) Сложные предложения с разными видами связи. (Задание 2,3,6) Выполнение заданий 2-8. Подготовка к написанию сочинениярассуждения (7 ч). Понятие о сочинении-рассуждении. Критерии оценки сочинения. Тема, идея, проблема текста. Позиция автора. Собственная позиция. Подбор аргументов. Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (Задание 9.1) Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.2) 1 1 2 2 2 2 2 1 1 1 1 1 29 30 31-34 Написание сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом текста (Задание 9.3) Анализ написанного сочинения по выбору учащихся. Классификация речевых и грамматических ошибок. Контроль знаний (4 ч). Репетиционный экзамен в формате ОГЭ. 1 1 4