Рабочая программа курса внеурочной деятельности Я - гражданин России

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ключевская средняя общеобразовательная школа»
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____________Ярош Е.Б.
«29» августа 2020г.

« Утверждаю»
Директор МБОУ «Ключевская СОШ»
________________Петрова В.А.
Приказ № 57/1
От «31» августа_2020г.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности
«Я - гражданин России»
(духовно-нравственное направление, 10-11 класс).

ФИО разработчика: Михайлова Ирина Владимировна
Должность: учитель истории и обществознания
Категория: высшая

2020г

Пояснительная записка.
Программа курса внеурочной деятельности «Я - гражданин своей страны» составлена в
соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего
общего образования, на планируемых результатов освоения основной образовательной
программы основного общего образования, учебного плана МБОУ «Ключевская сош».
Цель программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России» совершенствование системы патриотического воспитания во внеурочной деятельности
учащихся, обеспечивающей формирование у учащихся высокого патриотического
сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей,
духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Задачи программы внеурочной деятельности «Я - гражданин России»:
 Развитие учащихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных
и компетентных граждан;
 утверждение в сознании и чувствах учащихся патриотических ценностей, взглядов и
убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России
 формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков,
преданности Родине и готовности к ее защите;
 воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через
поисково-краеведческую работу;
 повышение мотивации в социальной деятельности учащихся, их коммуникативной
активности;
 воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской
Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными
ценностями общества;
 привитие учащимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов
Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и
исторических святынь Отечества;
 воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других
народов;
 создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
Программа внеурочной деятельности духовно-нравственного направления «Я - гражданин
России» разработана для обучающихся 10-11 классов, рассчитана на 2 года.
Объем программы 34 часа, из них:
• в 10 классе - 17 часов в год,
• в 11 классе - 17 часов в год.

Направление воспитания: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к
правам, свободам и обязанностям человека.
Виды деятельности: познавательная, туристско-краеведческая, художественное
творчество, досугово-развлекательная, социальное творчество.
Формы организации внеурочной деятельности:
Встречи с ветеранами ВОВ и труда, встречи с интересными людьми, семейные встречи,
торжественные линейки, культурно-массовые мероприятия, «Вахта памяти», творческие
работы, конкурсы, выставки, коллективные творческие дела, часы общения, беседы,
круглые столы, викторины, игры, акции, экскурсии, поисковая деятельность.
1. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности.
В ходе освоения курса у обучающихся будут сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
 Уважение к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа
России, воспитанное чувство ответственности и долга перед Родиной, идентичность с
территорией, с природой России, идентификация себя в качестве гражданина России,
субъективная значимость использования русского языка и языков народов России,
осознание и ощущение субъективной сопричастности с судьбой российского народа).
 Осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры
своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и
человечества (идентичность человека с российской многонациональной культурой,
сопричастность с историей народов и государств, находившихся на территории
современной России).
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к истории, культуре,
религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира.
 Формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и
ответственного отношения к собственным поступкам.
 Ответственное отношения к учению; уважительного отношения к труду, наличие
опыта участия в социально значимом труде.
 Осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи.
 Осознанное, уважительное и доброжелательное отношение к другому человеку, его
мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции. Готовность и
способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания,
готовность к конструированию образа партнера по диалогу, готовность к
конструированию образа допустимых способов диалога.
Регулятивные УУД:

 давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
 определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;
 учиться высказывать своѐ предположение (версию) на основе работы с
иллюстрацией учебника;
 учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
 формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия
учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в
поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
 освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Познавательные УУД:
 добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой
жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
 перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной
работы всего класса;
 перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их
образы;
 знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного
историко- культурного процесса;
 знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения,
проблемы и др.);
 знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях,
достижениях, проблемах и др.;
 понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
 знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм»,
«патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита
Отечества» и др.;
 понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и
уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории
человечества;
 способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих
обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах
динамичного развития России.
Коммуникативные УУД:

 умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения,
участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить
продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения
вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими
осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках.
 уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
 совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и
следовать им;
 учиться согласованно, работать в группе:
 формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию
учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной
деятельности.
 развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами,
сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
 укрепление доверия к другим людям;
 развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и
сопереживания другим людям;
 становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
 формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным
российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным
убеждениям.
2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм
организации и видов деятельности.
Программа «Я – гражданин России» включает шесть направлений, связанных между
собой логикой формирования подлинного гражданина России:
- «Я живу в России» формирование гражданского отношения к своей Родине.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них сознательное
отношение к народному достоянию, верность к боевым и трудовым традициям
старшего поколения, преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и
независимости;
- воспитывать политическую культуру, чувство ответственности и гордости за свою
страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что
настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историко-

культурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите
Отечества.
Мероприятия: беседы о государственной символике РФ и малой Родины, о
Государственном устройстве нашей страны, о формировании представления важных
законах нашей страны, презентации о родном крае, конкурс рисунков, разучивание
Гимна РФ, песен о родном крае.
Программа «Храм науки – моя школа» - формирование гражданского отношения к
школе.
Задачи:
- формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу,
стремление к сочетанию личных и общественных интересов, к созданию атмосферы
подлинного товарищества и дружбы в коллективе;
- воспитывать сознательное отношение к учебе, развивать познавательную активность,
формировать готовность школьников к сознательному выбору профессии;
- воспитывать сознательную дисциплину и культуру поведения;
- вырабатывать потребность учащихся в постоянном пополнении своих знаний, в
укреплении своего здоровья;
- воспитывать сознательную готовность выполнять Устав школы.
Предполагаемый результат деятельности: осознание учеником роли знаний в жизни
человека, овладение этикой взаимоотношений «ученик – учитель», «ученик - ученик»,
выполнение распорядка работы школы и возложенных на учащегося обязанностей,
умение пользоваться правами ученика, выполнение роли хозяина в школе,
поддерживающего обстановку доброжелательности и радости общения, уважения друг
к другу.
Мероприятия: участие в празднике, «Портрет ученика», «Мои права и обязанности»,
Устав школы и класса, Творческое дело «Устав класса», интеллектуальная игра,
разучивание Гимна России и Республики Бурятия.
Программа «Я и семья» - формирование гражданского отношения к своей семье.
Задачи:
-формировать уважение к членам семьи;
-воспитывать семьянина, любящего своих родителей; -формировать у детей понимание
сущности основных социальных ролей: дочери, сына, мужа, жены.
Предполагаемый результат деятельности:
-сформировано представление о том, что настоящий мужчина обладает умом,
решительностью, смелостью, благородством;

- сформировано представление о том, что настоящая женщина отличается добротой,
вниманием к людям, любовью к детям, умением прощать;
-сформировано представление о том, что настоящий сын и дочь берегут покой членов
семьи, готовы помочь старшим в работе по дому, не создают конфликтов, умеют
держать данное слово, заботятся о своей семье.
Мероприятия: исследовательская работа об истории своей семьи, представление
презентации «Судьба моего родственника», фотовыставка «Я и моя семья», рассказы
ребят о профессиях предков, совместный праздничный вечер с родителями.
Программа «Я и культура» - формирование отношения к искусству.
Задачи:
- воспитывать у школьников чувство прекрасного, развивать их творческое
мышление, художественные способности, формировать эстетические вкусы, идеалы;
формировать понимание значимости искусства в жизни каждого гражданина.
Предполагаемый результат деятельности: умение видеть прекрасное в окружающей
жизни, занятие детей одним из видов искусства в кружках художественного цикла,
участие в художественной самодеятельности.
Мероприятия: экскурсии в музеи, на художественные выставки и фотовыставки,
посещение театров и кинотеатров, беседы об искусстве, встречи с творческими
людьми.
Программа «Защитники земли русской» - формирование гражданского отношения к
Отечеству.
Задачи:
- развивать общественную активность обучающихся, воспитывать в них уважение к
защитникам Родины верность к боевым и трудовым традициям старшего поколения,
преданность к Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости;
- формировать представления о национальных героях и важнейших событиях истории
России; - воспитывать, чувство ответственности и гордости за свою страну.
Предполагаемый результат деятельности: убежденность обучающихся в том, что
настоящий гражданин любит и гордится своей Родиной, изучает ее историкокультурное, духовное наследие, верен своему гражданскому долгу и готов к защите
Отечества.
Мероприятия: беседы о героях нашей страны; просмотр фрагментов фильмов,
презентации «Награды Отечества», поздравление ветеранов в День Победы, экскурсия
в музей Истрии Бурятии, выпуск плакатов о мире.
Программа «Я и планета Земля» - формирование гражданского отношения к планете
Земля.

Задачи:
- воспитывать понимание взаимосвязей между человеком, обществом, и природой;
- формировать эстетическое отношение детей к окружающей среде и труду как
источнику радости и творчества людей.
Тематическое планирование.
10 класс
№ п/п
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17

Тема занятия
Вводное занятие. Каким должен быть гражданин
России?
Моя малая Родина
Дом, в котором я живу! История поселка Татарский
ключ.
Виртуальный фотоальбом «Любимые места родного
края»
Моей школе …! История школы.
Учителя-ветераны.
Учительские династии.
Творческая работа «Любимый учитель» .
Знаменитые выпускники школы.
Герои России – наши земляки.
Герои России – наши земляки.
День Победы.
Герои Победы.
Молодежное движение «Российское движение
школьников».
Защита мини-проектов.
Защита мини-проектов.
Защита мини-проектов.

Количество часов

Тема занятия
Моя жизненная позиция
Мы помним, мы гордимся
Закон и порядок.
Моя будущая профессия
По историческим местам моей Республики.
По историческим местам моего района.
День правовой помощи
Социальный проект «История одного письма»
Герои без имен «Памяти павших».
Ценности семьи
День Победы
День Победы
Герои Победы

Количество часов
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

11 класс
№ п/п
1
2
3
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15

16
17

Молодежное движение
Молодежное движение

1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 29.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246581130

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».