Положение о профориентационной работе

МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа»
671312, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Татарский ключ, ул. Спортивная,13
klass1870@mail.ru телефон 89246581130
Принято на заседании
педагогического совета
Протокол № 4 от 25.12.2019г.
С учетом мнения Управляющего совета
Протокол № 5 от 17.12.2019 г.

Утверждаю
Директор школы
_____________В.А. Петрова
Приказ № 2 от 10.01.2020г.

Положение
о профориентационной работе
МБОУ «Ключевская СОШ»
1. Общее положения.
1.1 Настоящее Положение разработано в соответствии с законом РФ «Об
образовании в Российской Федерации», Конституцией РФ, Национальной
образовательной инициативой «Наша новая школа», Положением о
профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в
Российской Федерации, утвержденным постановлением Министерством труда и
социального развития РФ от 27.09.1996г. № 1.
1.2. Существенное отличие современного понимания профориентационной
работы заключается в ее нацеленности не на выбор конкретной профессии
каждым учеником, а на формирование неких универсальных качеств у
обучающихся, позволяющих осуществлять сознательный, самостоятельный
профессиональный выбор, быть ответственными за свой выбор, быть
профессионально мобильными.
1.3. Объектом профориентационной деятельности является процесс социальнопрофессионального самоопределения обучающихся.
1.4. Основные понятия:
Профессия (от лат. «professio» - официально указанное занятие,
специальность) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определѐнной
подготовки и являющихся источником существования человека.
Ориентация - умение разобраться в окружающей обстановке или направление
деятельности в определѐнную сторону.
Профориентация (в широком смысле слова) - система общественного и
педагогического воздействия на молодѐжь, с целью еѐ подготовки к сознательному
выбору профессии, система государственных мероприятий, обеспечивающая
обоснованный выбор профессии.
Профориентация (в узком смысле слова) - целенаправленная деятельность по
формированию у обучающихся внутренней потребности и готовности к
сознательному выбору профессии.
5

Профориентация в личностном смысле - длительный и в достаточной степени
необратимый социальный процесс освоения личностью той или иной профессии.
Профессиональная ориентация в школе - это система учебно-. воспитательной
работы, направленной на усвоение обучающимися необходимого объѐма знаний о
социально-экономических и психофизических характеристиках профессий.
1.5. В школе профориентационная работа
проводится заместителями
директора по УВР и ВР, классными руководителями, школьным психологом,
библиотекарем, учителями-предметниками.
1.6. Основные цели профориентационной работы в школе:

активизация процесса профессионального самоопределения
обучающихся, включающего получение знаний о мире профессионального
труда, формирование положительного отношения к самому себе, осознание
своей индивидуальности, уверенности в своих силах, применительно к
реализации себя в будущей профессии;

развитие способностей к профессиональной адаптации в
современных социально-экономических условиях;

повышение уровня психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширение
границ
самовосприятия,
побуждение
потребности
в
самосовершенствовании.
1.7. Основные задачи профориентационной работы в школе:
обеспечение
профориентационной
направленности
учебных
программ, пособий и учебно-воспитательного процесса в целом, участие в
этой работе педагогического коллектива, родительской общественности,
специалистов соответствующих организаций и учреждений;

организация системной, квалифицированной и комплексной
профориентационной работы;

формирование у обучающихся общеобразовательного учреждения
сознательного подхода к выбору профессии в соответствии с интересами,
состоянием здоровья и особенностями каждого учащегося с учетом
потребности региона в кадрах;

привлечение обучающихся во внеучебное время к различным видам
творчества, повышают его роль в выборе профессии;

организация профессионального просвещения и консультирования
обучающихся, формирование у них профессиональных намерений на основе
комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных
психофизиологических особенностей, состояния здоровья, а также
потребностей региона в кадрах;

организация дифференцированного обучения обучающихся для
более полного раскрытия их индивидуальных интересов, способностей и
склонностей;

обеспечение органического единства психолого-педагогической и
медицинской консультации, профессионального отбора (подбора)
молодежи,
поступающей
в
образовательные
учреждения
профессионального образования;


5

использование
возможности
образовательного
учреждения
для
профориентационной работы.


психологической
службы
организации
и
проведения

1.7.1. Задачи психологической службы школы:
активное
содействие
формированию
личностного
и
интеллектуального потенциала обучающихся;

создание психологических условий для наиболее полного развития
творческих способностей, познавательной и нравственно-мотивационной
сфер личности;

оказание психологической помощи педагогическому коллективу и
родителям в преодолении отклонений в интеллектуальном и личностном
развитии обучающихся, в разрешении конфликтных ситуаций;

внедрение достижений психологии в практику образовательновоспитательного процесса.


1.8. Основные методы профессиональной ориентации:
информирование — индивидуальное, групповое, массовое,
непосредственное (лекция, беседа), опосредованное (средствами массовой
информации);

психологическое консультирование;

психологическая, психофизиологическая диагностика;

различные педагогические методы.


2. Направления профориентационной работы:
2.1. Основными направлениями профориентационной работы в школе
являются:
2.1. Профессиональная информация.
2.2. Профессиональное воспитание.
2.3. Профессиональная консультация.
2.2. Профессиональная информация включает в себя сведения о мире
профессий, личностных и профессионально важных качествах человека,
существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях
получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
2.3. Профессиональное воспитание включает в себя формирование
склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность
педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том,
чтобы побуждать обучающихся к участию в разнообразных формах учебной и
внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к
активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить
свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе
деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при
5

наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя
в самых различных видах деятельности.
2.4. Профессиональное консультирование - изучение личности
обучающегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций.
Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер.
3.

Принципы профориентационной работы в школе:

3.1. Систематичность и преемственность - профориентационная работа
не ограничивается работой только со старшеклассниками. Эта работа
ведется с первого по выпускной класс.
3.2. Дифференцированный и индивидуальный подход к обучающимся в.
зависимости от возраста и уровня сформированности их интересов, от
различий в ценностных ориентациях и жизненных планах, от уровня
успеваемости.
3.3. Оптимальное сочетание массовых, групповых и индивидуальных форм
профориентационной работы с учащимися и родителями.
3.4. Взаимосвязь школы, семьи, профессиональных учебных заведений,
центров профориентации молодежи, службы занятости, общественных
молодежных организаций.
3.5. Связь профориентации с жизнью (органическое единство
потребностями общества в кадрах).
4. Реализация профориентационной работы в школе:
4.1.
Профориентационная работа реализуется через
образовательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с
учащимися, взаимодействие с учреждениями начального, среднего и
высшего профессионального образования и руководителями предприятий
(организаций) и включает в себя следующую структуру деятельности
педагогического коллектива:
4.2.
Координаторы деятельности – заместители
директора ОУ по УВР и ВР, в функции которых входит организация
профориентационной работы в школе:
- поддержание связей школы с социальными партнерами, влияющими на
самоопределение учащихся основной и старшей школы;
- планирование работы педагогического коллектива по формированию
готовности
учащихся
к
профильному
и
профессиональному
самоопределению в соответствии с концепцией и образовательной
программой общеобразовательного учреждения;
- анализ и коррекция деятельности педагогического коллектива по данному
направлению
(консультации
учителей-предметников,
классных
руководителей по организации системы учебно-воспитательной работы,
направленной на самоопределение обучающихся);
- проведение совещаний педагогических советов и производственных
совещаний с обсуждением проблемы профильного и профессионального
самоопределения старшеклассников;
5

- организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного
уровня;
- контроль своевременного повышения компетентности классных
руководителей, учителей начальной школы, учителей-предметников,
школьного психолога, библиотекаря в области самоопределения
обучающихся;
- контроль деятельности классных руководителей, воспитателей, учителейпредметников, школьного психолога, социального педагога, библиотекаря
по проблеме профильного обучения и профессионального самоопределения
учащихся;
- контроль уровня развития разнообразных форм предпрофильной
подготовки и профильного обучения обучающихся (кружки, факультативы,
элективные курсы, исследовательские проекты);
4.3. Классный руководитель, опираясь на образовательную программу и
план воспитательной работы школы, составляет план педагогической
поддержки самоопределения учащихся конкретного класса (группы). В плане
следует отражать разнообразные формы, методы, средства, активизирующие
познавательную, творческую активность школьников:
- организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы,
диспуты, конференции;
- ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся:
данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте
ученика (портфолио);
- помогает обучающимся моделировать варианты профильного обучения и
профессионального становления, анализировать собственные достижений,
составлять собственный портфолио;
- организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах и
средних профессиональных учебных заведениях;
- организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на
предприятия;
- оказывает помощь школьному психологу в проведении анкетирования
учащихся и их родителей по проблеме самоопределения;
- организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов
и учащихся средних профессиональных учебных заведений;
- проводит родительские собрания с обсуждением проблем формирования
готовности обучающихся к профессиональному самоопределению.
4.4. Учителя - предметники на уроках и во внеурочное время ведут работу в
следующих направлениях:
- показывают обучающимся роль труда в жизни человека;
- привлекают учащихся к выполнению трудовых дел;
- организуют тематические ознакомительные экскурсии обучающихся в
учреждения и предприятия;
- вовлекают обучающихся в различные виды учебно-познавательной
деятельности (трудовой, игровой, исследовательской);
- знакомят учащихся с миром профессий;
- способствуют развитию познавательного интереса и творческой
направленности личности школьников, используя разнообразные методы и
средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, «круглые
5

столы», конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы,
конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д.;
- обеспечивают профориентационную направленность уроков, формируют у
учащихся общетрудовые, профессионально важные навыки; способствуют
формированию у школьников адекватной самооценки;
-проводят наблюдения с целью выявления склонностей и способностей
учащихся;
- адаптируют профильные программы в зависимости от профиля класса,
особенностей учащихся.
4.5. Библиотекарь:
- регулярно подбирает литературу для учителей и обучающихся в помощь
выбирающим профессию (по годам обучения) и пособия по
профориентационной работе;
- изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу,
помогающую в выборе профессии;
- организует выставки книг о профессиях и читательские диспутыконференции на темы выбора профессии;
- накапливает, обобщает и систематизирует методические материалы,
справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие
вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, проспекты,
программы, описания профессий);
- регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и
отраслям (машиностроение, транспорт, строительство, в мире искусства и
т.д.).
4.6. Школьный психолог:
- изучает профессиональные интересы и склонности обучающихся;
- осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и
профессиональному самоопределению путем анкетирования учащихся и их
родителей;
- проводит тренинговые занятия по профориентации учащихся;
-осуществляет психологическое просвещение родителей и педагогов на тему
выбора профессии;
- консультирует учащихся с учетом их возрастных особенностей;
- приглашает родителей обучающихся для выступлений перед учениками с
информацией о своей профессии;
-выявляет особенности обучающихся с целью оказания помощи детям и
педагогам;
- помогает ученикам объективно оценить их интересы и склонности;
- создает базу данных по профдиагностике.
5

5. Организация профориентационной работы в школе
5.1. Профориентационная работа в школе реализуется в соответствии с
утвержденным директором школы планом.

5.2. С учетом психологических и возрастных особенностей школьников
выделены следующие этапы и содержание профориентационной работы в
школе:
5.2.1.
1-4 классы. Формирование у младших школьников
ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в
обществе; развитие интереса к учебно-познавательной деятельности,
основанной на участии детей в различных видах деятельности.
5.2.2.
5-7 классы: развитие у школьников личностного интереса к
профессиональной деятельности; формирование образа ―Я‖; приобретение
первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной
практики: технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике,
культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных
проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с
требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к
человеку.
5.2.3.
8-9 классы: уточнение образовательного запроса в ходе
факультативных занятий и элективных курсов; групповое и
индивидуальное консультирование с целью оказания
помощи в выборе профиля обучения;
5.2.4.
10-11 классы: обучение действиям по самоподготовке и
саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном
виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к
избранной деятельности.

5


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 29.09.2023.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону 89246581130

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».