МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» 671312, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Татарский ключ, ул. Спортивная,13 klass1870@mail.ru телефон 89246581130 Принято на заседании педагогического совета Протокол № 4 от 25.12.2019г. С учетом мнения Управляющего совета Протокол № 5 от 17.12.2019 г. С учетом мнения Совета старшеклассников Протокол № 4 от 17.12.2019г Утверждаю Директор школы _____________В.А. Петрова Приказ № 2 от 10.01.2020г. Положение об адаптированной основной образовательной программе для обучающихся с ОВЗ МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» 1 Общие положения 1.1 Настоящее положение «Об адаптированной основной образовательной программе» (далее - Положение) разработано в соответствии со следующей нормативной базой: Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. N 273 (п.28 ст.2, п.6, ст.28, п.п. 1-4 ст.79), Приказ МО РФ от 30.08.2013 года No1015 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования», Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897 Приказ Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, Приказ Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 Приказ Минобрнауки Россиии от 19.12.2014 г № 1559 «Об утверждении ФГОС образования для обучающихся с умственной отсталостью», Приказ Минобрнауки Россиии от 19.12.2014 г № 1558 «Об утверждении ФГОС образования для обучающихся с ОВЗ Устав МБОУ «Ключевская сош»; 1.2.Данное Положение устанавливает порядок разработки и утверждения адаптированных основных образовательных программ общего образования в МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» 1.3.Адаптированная основная образовательная программа (далее АООП) образовательная программа, адаптированная для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ), с учетом особенностей их психофизического 1 развития, особых образовательных потребностей, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц; 1.4.АООП разрабатывается МБОУ «Ключевская СОШ» самостоятельно в соответствии с федеральными образовательными стандартами и с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ и особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; 1.5.АООП призвана обеспечить гарантии в получении детьми с ОВЗ общего образования в соответствии с психофизическими особенностями и возможностями, особыми образовательными потребностями; 1.6.Адаптация основной общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций специалистов психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида и включает следующие направления деятельности: • анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ для детей с ОВЗ, учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ, имеющих различные отклонения в развитии по представленным родителями (законными представителями). проектирование необходимых образовательных потребностей, определение временных границ освоения АООП. При проектировании АООП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания определение круга задач, конкретизирующих цель АООП, определение содержания АООП. Особое внимание при проектировании содержания АООП следует уделить описанию тех способов и приемов, посредством которых дети с ОВЗ будут осваивать содержание образования, планирование форм реализации АООП. Реализация АООП осуществляется с использованием различных форм, в том числе с использованием домашнего обучения и семейного образования и сетевого взаимодействия,• планирование участия в реализации АООП различных специалистов (учителядефектолога, учителя-логопеда, воспитателей, педагога- психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.); включение в реализацию АООП родителей (законных представителей) ребенка с ОВЗ; 1.7. Решение о переводе ребенка с ОВЗ на образование по АООП принимается на основании рекомендаций специалистов психолого-медико- педагогической комиссии (ПМПК) и при согласии (письменном заявлении) родителей (законных представителей); 1.8 Педагогический совет МБОУ «Ключевская СОШ» рассматривает АООП для детей с ОВЗ. При необходимости корректировки AOOII повторно утверждается педагогическим советом; 1.9. Контроль над полнотой и качеством реализации АООП осуществляется заместителем директора по учебно-воспитательной работе; 1.10. Положение об АООП вступает в силу с момента издания приказа «Об утверждении Положения об адаптированной основной образовательной программе» и действует до внесения изменений или до принятия новой редакции 2 Цели и задачи АООП Цель АООП - планирование, организация и управление образовательным процессом при обучении ребенка с ОВЗ; 2.2. AOOII выполняет следующие задачи: определяет объем и содержание материала, умений и навыков, которыми должны овладеть воспитанники с ОВЗ, имеющие различные нарушения в развитии, оптимально распределяет время по темам. 2.3. АООП способствует совершенствованию методики проведения непосредственно образовательной деятельности детей, активизирует познавательную деятельность воспитанников, развитие их творческих способностей, способствует применению 2 современных образовательных технологий; АООП выполняет следующие основные функции: Нормативную - документ, на основе которого осуществляется контроль освоения программы обучающимся, Информационную - позволяет получить представление о целях содержания, последовательности и сроках изучения образовательной программы Методическую - определяет пути достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы используемые методы, образовательные технологии, Организационную - определяет основные направления деятельности педагога и обучающихся, формы их взаимодействия, использование средств обучения; 2.4. АООП должна отвечать следующим характеристикам: • Целостность — обеспечение согласованности и полноты взаимодействия и последовательности действий для реализации цели. Решите точность соответствие цели и предлагаемых средств ее достижения, • Актуальность - ориентация на потребности сегодняшнего дня системы образования детей с ОВЗ, ‘ • Прогнозируемость — способность в планируемых целях и действиях проектировать эффективные решения, • Рациональность — определение таких способов достижения цели,которые в конкретных условиях позволят получить максимально достижимый результат, • Контролируемость - определение ожидаемых результатов на основе отражения соответствующих способов их проверки, • Корректируемость — своевременное обнаружение и быстрое реагирование на возникающие отклонения и изменения. 3 Требования к структуре АООП •Структура AOOII должна соответствовать требованиям к содержанию Образовательной программы, предъявляемым федеральными государственными образовательными стандартами образования, и содержать три раздела: - целевой, - содержательный, - организационный; 3.1 Титульный лист АООП содержит: • информацию о том, когда и кем утверждена и рассмотрена программа, • полное наименование программы с указанием категории детей, для которых она разрабатывается, информацию об авторах, разработчиках программы, • информацию об Учреждении; 3.2. Пояснительная записка АООП содержит: цели и задачи реализации Программы для детей с ОВЗ, общую характеристику АООП, в том числе нормативные документы, на основании которых она разработана, категории детей с ОВЗ, примерные и/или комплексные программы общего образования, включая программы для обучения и воспитания детей с ОВЗ, принципы и подходы к формированию АООП, значимые для разработки и реализации АООП, в том числе специальные; психолого - педагогическую характеристику обучающихся с ОВЗ, описание особых образовательных потребностей обучающихся с ОВЗ; планируемые результаты освоения АООП, критерии оценивания качества освоения Программ начального общего, основного общего или среднего общего образования; 3.3.Содержательный раздел содержит: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в образовательных областях, описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации АООП с учетом возрастных, психофизических, индивидуальных особенностей, возможностей и 3 интересов, особых образовательных потребностей, описание взаимодействия взрослых с детьми, описание взаимодействия педагогического коллектива с семьями обучающихся, воспитанников; программу коррекционно-развивающей работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья; 3.4.1. Программа коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья включает: цели и задачи коррекционной работы с детьми на всех ступенях общего образования,• индивидуальные образовательные программы и маршруты,описание системы комплексного психолого-медико-социального сопровождения и поддержки обучающихся с ОВЗ, включающей комплексное обследование, мониторинг динамики развития, коррекционную работу, механизм взаимодействия, предусматривающий общую целевую и единую стратегическую направленность работы (внутреннее взаимодействие, внешнее взаимодействие), рабочие программы узких специалистов, планируемые результаты коррекционной работы; 3.5. Организационный раздел содержит описание материально-технических условий реализации АООП, в том числе необходимых для детей с ОВЗ и детей-инвалидов, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения ивоспитания, в том числе адаптированными к особым образовательным потребностям детей с ОВЗ, и детейинвалидов, характеристику кадровых условий реализации АООП (наличие узких специалистов, соответствие образования др.),в описание финансовых условий реализации программы, описание режима дня, в том числе индивидуальных вариантов, требования к организации развивающей предметно-пространственной среды, особенности проведения традиционных праздников, событий, мероприятий. 4 Условия реализации АООП 4.1 Для реализации АООП должны быть созданы следующие условия: учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического процесса, в применении специальных методов и средств обучения и воспитания, компенсации и коррекции нарушений развития (информационнометодических, технических); реализация коррекционно-педагогического процесса педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации, его психологическое сопровождение специальными психологами, предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого - педагогической и социальной помощи, вовлечение родителей в коррекционнопедагогический процесс; 4.2.К реализации АООП привлекаются учителя-дефектологи, учителя- логопеды. педагогпсихолог, социальный педагог, воспитатели. 5 Порядок рассмотрения и утверждения АООП 5.1.АООП разрабатывается психолого-медико-педагогическими консилиумом (ПМПк) Учреждения в соответствии с настоящим Положением и представляется для рассмотрения на педагогический совет МБОУ «Ключевская СОШ». 5.2.АООП рассматривается на заседании педагогического совета, результаты рассмотрения заносятся в протокол, затем, при условии ее соответствия установленным требованиям, согласуется с родителями (законными представителями) обучающегося с ОВЗ; 5.3. АООП утверждается директором МБОУ «Ключевская СОШ». В случае несоответствия АООП и основной образовательной программы установленным требованиям производится доработка программы. 6 Изменения и дополнения в АООП 6.1. АООП может изменяться и дополняться по решению педагогического совета МБОУ «Ключевская СОШ» 6.2. Основания для внесения изменений: обновление системы образования (изменение нормативной базы, регламентирующей содержание общего образования), предложения педагогических работников по результатам работы в текущем учебном году, 4 предложения педагогического совета, администрации МБОУ «Ключевская СОШ», рекомендации специалистов ПМПК; 6.3. Дополнения и изменения в АООП могут вноситься ежегодно перед началом нового учебного года. При накоплении большого количества изменения АООП корректируются в виде новой редакции программы. 7 Ответственность и контроль 7.1. Ответственность за полноту и качество реализации, АООП возлагается на педагогов МБОУ «Ключевская СОШ». 7.2. Контроль над полнотой и качеством реализации АООП осуществляется администрацией МБОУ «Ключевская СОШ») в соответствии с годовым планом ВШК. 7.3. Ответственность за контроль над полнотой и качеством реализации AOOП возлагается на заместителя директора по УВР. 8 Хранение АООП 8.1. АООП хранится в кабинете директора МБОУ «Ключевская СОШ»; 8.2. К АООП имеют доступ все педагогические работники и администрация учреждения; 5