МБОУ «Ключевская средняя общеобразовательная школа» 671312, Республика Бурятия, Заиграевский район, с. Татарский ключ, ул. Спортивная,13 klass1870@mail.ru телефон 89246581130 Принято на заседании педагогического совета Протокол № 1 от 30.08.2018 г. С учетом мнения Управляющего совета Протокол № 1 от 03.09.2018 г. Утверждаю Директор школы ______________В.А. Петрова Приказ № 27/1 от 06.09.2018г. Положение о рабочей программе по ФГОС начального общего, основного общего среднего общего образования муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ключевская средняя общеобразовательная школа» 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано в соответствии с законом Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих (раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»), Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федеральным образовательным стандартом начального общего образования (2009 год), Федеральным образовательным стандартом основного общего образования (2010 год), письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О рекомендации к использованию примерной образовательной программы начального общего образования» от 16 августа 2010 г. № 03-48, письмом департамента общего образования Министерства образования и науки Российской Федерации «О примерной основной образовательной программе основного общего образования» от 01 ноября 2011 г. № 03-766, приказом Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, приказом Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897, Уставом муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ключевская средняя общеобразовательная школа» и регламентирует порядок разработки и реализации рабочих программ педагогов. 1.2. Рабочая программа по учебному предмету — это нормативно-правовой документ, обязательный для выполнения в полном объеме, предназначенный для реализации требований Федерального компонентом государственного образовательного стандарта (2004 года), Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения к условиям и результату образования обучающихся на начальном и основном уровнях образования по конкретному предмету учебного плана общеобразовательного учреждения (далее — ОУ). 1.3. Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по определенной учебной дисциплине (образовательной области). Программы отдельных учебных предметов должны обеспечить достижение планируемых результатов освоения образовательных программ начального общего основного общего и среднего общего образования. 1.4. Задачи рабочей программы: - дать представление о практической реализации компонентов государственного образовательного стандарта при изучении конкретного предмета (курса); - конкретно определить содержание, объем, порядок изучения учебной дисциплины (курса) с учетом целей, задач и особенностей учебно-воспитательного процесса образовательного учреждения и контингента обучающихся. 1.5. Основными функциями рабочей программы являются: - нормативная – программа является документом, обязательным для выполнения в полном объеме; - содержательная – программа фиксирует состав элементов предметного содержания и универсальных учебных действий, подлежащих освоению обучающимися на уровнях зоны актуального развития и зоны ближайшего развития; - процессуальная – программа определяет логическую последовательность усвоения элементов содержания, организационные формы и условия обучения; - оценочная – программа выявляет объекты контроля, уровни усвоения элементов содержания 1.6. Рабочая программа, являясь индивидуальным инструментом педагога, должна определять наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса; учитывать состояние здоровья учащихся, уровень их способностей, характер учебной мотивации, а также возможности педагога и состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения. 2. Разработка рабочей программы 2.1. Разработка и утверждение образовательных программ относится к компетенции образовательной организации (статья 28 пункт 6 закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации») 2.2. Рабочая программа является составной частью образовательной программы образовательного учреждения, определяющей содержание образования в данном образовательном учреждении на всех уровнях образования. 2.3. Учитель планирует и осуществляет учебный процесс в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разрабатывает рабочие программы по предмету, курсу на основе примерных основных общеобразовательных программ, соответствующих требованиям федеральных образовательных стандартов и обеспечивает их выполнение. «Квалификационные характеристики должностей работников образования» 2.4. Рабочие программы составляются на уровень обучения (начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование) или на класс. 2.5. Рабочая программа разрабатывается на все образовательные предметы, курсы, факультативы, индивидуально-групповые занятия, кружки. 2.6. Рабочая программа разрабатывается одним учителем или группой учителей (учителя начальных классов, специалистов по данному предмету). 2.7. Учитель, разрабатывая рабочую программу, может определять новый порядок изучения материала, не нарушая при этом логику предмета; вносить изменения в содержание изучаемой темы, конкретизируя и детализируя дидактические единицы; расширять перечень дидактических единиц; дополнять требования к уровню подготовки учащихся, уменьшать или увеличивать количество часов на изучение тем, по сравнению с примерной или авторской программами. Изменения, произведенные в содержании рабочей программы по сравнению с программой по учебному предмету и/или авторской программой по предмету, должны быть обоснованными (если изменения более 20%, то необходима внешняя экспертиза и согласование). 2.8. Ежегодные корректировки рабочей программы осуществляются в соответствии с особенностями класса, и отражаются в пояснительной записке. 3. Порядок согласования и утверждения рабочей программы. 3.1. Разработанная учителем рабочая программа должна соответствовать: 3.1.1. Рабочая программа по ФГОС второго поколения начального общего образования; Федеральному образовательному стандарту начального общего образования (2009 год) с изменениями и дополнениями; примерной образовательной программе начального общего образования; авторской программе по предмету; образовательной программе начального общего образования ОУ; учебному плану ОУ; федеральному перечню учебников; настоящему положению 3.1.2. Рабочая программа по ФГОС второго поколения основного общего образования; Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; примерной образовательной программе основного общего образования; авторской программе по предмету; образовательной программе основного общего образования ОУ; учебному плану ОУ; федеральному перечню учебников; настоящему положению 3.1.3. Рабочая программа по ФГОС второго поколения среднего общего образования; Федеральному образовательному стандарту основного общего образования (2010 год) с изменениями и дополнениями; примерной образовательной программе среднего общего образования; авторской программе по предмету; образовательной программе основного общего образования ОУ; учебному плану ОУ; федеральному перечню учебников; настоящему положению 3.2. Администрация ОУ проводит экспертизу рабочей программы на предмет соответствия требованиям настоящего положения. Первичная экспертиза может проводиться в электронном виде. 3.3. Экспертиза может быть проведена с привлечением руководителей методических объединений школы, членов методического совета или внешних экспертов. 3.4. При несоответствии рабочей программы установленным требованиям, он накладывает резолюцию о необходимости доработки с указанием конкретного срока. 3.5. При соответствии рабочей программы установленным требованиям она визируется заместителем директора по учебно-воспитательной работе и утверждается руководителем образовательного учреждения не позднее 30 августа. При этом на титульном листе рабочей программы ставятся соответствующие грифы о согласовании и утверждении рабочей программы. 3.6. Все изменения, дополнения, вносимые педагогическим работником в программу в течение учебного года, должны быть согласованы с заместителем директора по УВР. 4. Структура рабочей программы 4.1. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1576 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373, Рабочая программа начального общего образования по предмету должна содержать следующие разделы: *Титульный лист; Пояснительная записка; 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 2. Содержание учебного предмета, курса 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4.2. На основании приказа Министерства образования и науки РФ №1577 от 31 декабря 2015 г. «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 Рабочая программа основного общего образования по предмету должна содержать следующие разделы: *Титульный лист; Пояснительная записка; 1. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса 2. Содержание учебного предмета, курса 3. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы 4.3. Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности должна иметь следующие разделы: *Титульный лист; Пояснительная записка; 1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности 2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности 3. Тематическое планирование 5. Требования к разделам рабочей программы. 5.1. Титульный лист (Приложение 1) *Полное наименование образовательного учреждения в соответствии с Уставом; *гриф согласования программы с указанием даты; *гриф утверждения программы (с указанием даты и номера приказа руководителя образовательного учреждения); *название учебного курса, предмета, дисциплины (модуля); *Ф.И.О. педагога (полностью), квалификационная категория; *класс; *год составления программы. 5.2. Пояснительная записка. Пояснительная записка – структурный элемент рабочей программы, поясняющий - на основании каких нормативных документов разработана рабочая программа. Содержит сведения о примерной и/или авторской учебной программе, на основе которой разработана рабочая программа, с указанием автора, года издания; - адресность (кому адресована (уровень образования, класс), специфика (общеобразовательный, профильный, специальный коррекционный и др.); - цели и задачи изучения данного учебного курса; - сроки реализации программы; - внесенные изменения и их обоснование (возможна сравнительная таблица своей и авторской программы): отличительные особенности рабочей программы по сравнению с примерной программой, обоснование изменений и структурной перестановки порядка изучения тем, расширения содержания учебного материала и т.д.; Указывается УМК, по которому будет осуществляться программа, перечисляются конкретные учебники по классам. 5.3. Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса В соответствии с ФГОС результаты систематизируются по трем видам результатов: личностным, метапредметным, предметным. Для определения предметных результатов следует обратиться к основной образовательной программе (ООП НОО,ООО, СОО МБОУ «Ключевская сош»), в которой они прописаны для каждого учебного предмета. При этом блок «Выпускник научится…» оставляется без изменений в соответствии со Стандартом. А в блок «Выпускник получит возможность научиться…» учитель может внести коррективы в зависимости от конкретных обстоятельств. В метапредметных результатах отмечается, какие универсальные учебные действия должен усвоить выпускник (с делением на познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД). 5.4. Содержание учебного предмета, курса В данный раздел включается перечень изучаемого материала путем описания основных содержательных линий: - перечень и название разделов и тем курса; - содержание учебной темы. 5.5. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы Тематический планирование – структурный элемент рабочей программы, содержащий: - перечень разделов, тем, последовательность их изучения; - количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы; -количество контрольных, практических работ по каждой теме. Также сюда включаются планируемые предметные результаты обучения на каждый блок темы. Можно конкретизировать виды деятельности учеников по темам, формы уроков и др. Тематическое планирование удобнее составлять в виде таблицы с разбивкой по классам: № п/п Название темы (раздела) Количество часов на изучение Дата изучения план факт По желанию учителя можно добавить графы: Метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные), Личностные результаты, ИКТ-компетентность, учебноисследовательская и проектная деятельность. 5.6. Авторские рабочие программы 5.6.1. Авторские программы учебных предметов, разработанные в соответствии с ФГОС и с учетом примерной образовательной программы соответствующего уровня образования могут использоваться как рабочие программы по предмету. Изменения и дополнения, внесенные учителем в авторские программы, должны быть отражены в пояснительной записке. 6. Оформление и хранение рабочей программы. 6.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, 12 - 14, одинарный межстрочный интервал, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, поля: верхнее, нижнее — 2 см, правое — 3см, левое — 1,5см; центровка заголовков выполняются при помощи средств Word, листы формата А 4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. Ориентация страниц – везде книжная (тематическое планирование – можно альбомная). 6.2. Один экземпляр рабочей программы в печатном и электронном виде сдается администрации ОУ, второй экземпляр хранится у учителя. Приложение 1 Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ключевская средняя общеобразовательная школа» «Согласовано» Заместитель директора по УВР «Утверждаю» Директор МБОУ «Ключевская СОШ» ____________________ _______ _____________ (ФИО) (ФИО) «__»____________20__г. «__»____________20___г. Приказ № __ от «__» ______ ______г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету (курсу) _____________________________________________________, наименование предмета (курса) ______________ класс на 20___-20_____ учебный год ФИО разработчика________________________________________________ Должность_______________________________________________________ Категория_______________________________________________________ 2018